СИТУАЦИЯ В 2 РАЗА ХУЖЕ, ЧЕМ ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИЕЙ
Михаил Хазин
На смену процессу глобализации пришла интеграция регионов. В результате кризиса в мире образуется несколько независимых друг от друга экономических зон. Об этом заявил вчера, 3 апреля, известный российский экономист и публицист Михаил Хазин на встрече с представителями екатеринбургских СМИ.
В современных условиях только региональные экономические системы могут быть эффективными.
— Процессы расширения рынков шли в мировой экономике начиная с XVI века, — отметил московский гость. — В начале XX века в мире были четыре крупные системы, в 30-е годы их стало пять, включая СССР. После Второй мировой войны остались две, теперь — одна.
Между тем в начале 80-х годов США запустили программу стимулирования спроса. По мнению эксперта, это основная причина нынешнего крайне неустойчивого состояния мировой экономики.
— В США расходы домохозяйств превышают доходы на три, а в Евросоюзе на 2,5 триллиона долларов в год. Реальная покупательная способность в Соединённых Штатах сегодня на уровне 1958 года. Всё остальное — результат стимулирования спроса за счёт роста частного долга, госдолга и снижения сбережений, — подчеркнул наш собеседник.
По оценке Михаила Хазина, потенциал спада мировой экономики сейчас в два раза превышает масштаб Великой депрессии 30-х годов. В этих условиях одно спасение — смена тенденции глобализации на тенденцию регионализации.
Экономист считает, что в результате кризиса глобальный мир развалится на пять или шесть независимых региональных образований со своими эмиссионными (выпускающими деньги) центрами.
— Две недели назад Президент России Владимир Путин на встрече лидеров Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сказал о необходимости создания валютного союза. Кстати, ЕАЭС я бы назвал зародышем одной из новых экономических зон. В это образование должны войти Турция, Вьетнам, Корея и Япония, — заявил Хазин.
Он отметил, что сейчас Китай создаёт свою периферию, Евросоюз уже давно занимается этим, Бразилия активно работает в Латинской Америке и Южной Африке.
Есть и дополнительный фактор, стимулирующий распад глобальной системы: доллар перестал быть для мировой экономики инвестиционным ресурсом.
— Сейчас между объективными экономическими процессами и существующими политическими структурами возникли мощные противоречия, которые способны вызвать острые конфликты. Классический пример — Украина, где экономические интересы требуют движения страны на Восток, а пришедшая к власти политическая элита заинтересована в движении на Запад, — отметил Михаил Хазин.
Он уверен, что лидеры мировой экономики будут прилагать титанические усилия, чтобы сохранить статус кво. Однако процесс распада глобальной экономики остановить невозможно, так как он вызван объективными обстоятельствами.
— Проблема в том, что такая тенденция возникла впервые, — заметил эксперт. — Поэтому непонятно, какими будут правила игры через пять или восемь лет и кто их должен сформулировать.