ИДЕЯ ЕВРО В НЫНЕШНЕМ ВИДЕ БЫЛА ОШИБОЧНОЙ
Михаил Хазин
Спад как российской, так и мировой экономики будет только усиливаться, в результате чего может наступить полный крах. Выхода для деловых людей два: расширять свой бизнес, пока есть возможность, либо искать защиту во власти. Такое мнение высказал». экономист, член Изборского клуба Михаил Хазин, президент консалтинговой компании «Неокон».
Итогом этого кризиса, по словам Хазина, стало резкое усиление циклических кризисов, бывших до того обычным, но не критичным явлением. Главное же, стало понятно, что единственный способ продолжить развитие — это перераспределить рынки сбыта в свою пользу. И Первая мировая война оказалась битвой именно за это. «Впрочем, война все равно не разрешила базовые экономические противоречия. Для передела рынков необходима была война вторая, из которой вышли невредимыми только две технологические зоны из пяти. Германская и японская попросту исчезли, а Британия еще до конца войны от претензий на собственную зону отказалась, разрешив США напрямую торговать с колониями Соединенного Королевства, минуя Лондон. Остались только СССР и США», — напомнил Хазин.
Кризиса было не миновать обеим сверхдержавам. Но поскольку объем рынков у советской зоны был существенно меньше, чем у американской, то кризис здесь начался раньше, а именно — в самом начале 60-х годов. Однако диспропорции благодаря плановой советской экономике по возможности компенсировались, так что кризис развивался медленно. К концу 70-х СССР только вышел на нулевые темпы развития экономики. А вот в США все началось хотя и позже, но быстро и жестко. 1971 г. — дефолт, отказ от обмена долларов на золото, затем поражение в войне во Вьетнаме. 1973—74 гг. — нефтяной кризис, резкий рост цен и издержек, затем — стагфляция. Это был натуральный кризис падения эффективности капитала, реинкарнация кризиса конца XIX — начала XX века
«В результате к сегодняшнему дню мировая экономика находится в крайне неустойчивом состоянии, поскольку спрос, то есть расходы домохозяйств, намного превышают их доходы. В Америке где-то на $3 млрд в год, в Евросоюзе на 2,5 млрд. Для того, чтобы понимать масштаб явления: покупательная способность средней заработной платы в Америке — на уровне 1958 г., все остальное — это стимулирование спроса за счет роста частного долга, госдолга, снижения сбережений. В абсолютном масштабе превышение расходов граждан США над их реально располагаемыми доходами составляет около $3 трлн долларов, или 25-30% от уровня этих доходов. Поскольку при падении расходов падают и доходы, точка равновесия будет находиться существенно ниже, чем нынешний уровень доходов, который примерно равен $11-12 трлн», — рисует ситуацию Михаил Хазин:
По мнению Хазина, это означает, что мир по итогам кризиса должен развалиться на 5-6 относительно независимых образований.
«С точки зрения геоэкономической, естественными членами образования должны стать как минимум Турция, Вьетнам, Объединенная Корея и Япония. Деваться им больше некуда. Никакая из этих экспортных стран не готова вернуться в состояние той нищеты, в которой они находились на заре своей экономической экспансии. Проблема состоит в том, что никто и никогда такого рода центров не делал. Также понятно, что идея евро в нынешнем виде была ошибочной, и Евросоюз в нынешнем виде не просуществует. Эта модель оказалась неудачной, она исходила из избытков ресурсов, которых нет, нужно строить что-то новое», — считает Хазин.