Отцы спасут Россию!
Александр Нотин
Через два года исполнится сто лет со дня события, потрясшего мир и опрокинувшего судьбы России в 20 веке. Одни называют его Великой Октябрьской социалистической революцией, другие — октябрьским переворотом. Первые славят и превозносят, вторые хулят и проклинают. Тысячи научных трудов и художественных произведений посвящены изучению причин, хода и последствий для человечества этой поистине Вселенской Драмы нашего времени.
В необузданном смешении голосов и мнений, в той распре, которая, кажется, с годами не только не стихает, но и усиливается, обнажается и ожесточается, как-то незаметно ушло из вида сугубо церковное понимание сущности Русской Революции. А ведь оно-то, как отчетливо видно из сегодняшнего "далека", и есть наиболее точное и честное. Другое дело, что, по словам Дж. Оруэлла, "говорить правду в эпоху всеобщей лжи это преступление". И всё же мы рискнем…
Сторонники духовного взгляда на историю, считающие (вслед за Евангелием), что "дух творит себе формы", а духовное выше вещественного, в числе важнейших факторов и предпосылок революции 1917 года прежде всего выделяют крайнее (!) обмирщение русского общества и, особенно, его тогдашних элит — интеллигенции, аристократии и даже отчасти царского двора. Еще в 19 веке признанные святители и духовидцы в лице Серафима (Вырицкого), Серафима (Саровского), Игнатия (Брянчанинова), Феофана (Затворника) с тревогой отмечали, что "православие неприметным образом уходит из России". А выдающиеся религиозные мыслители из числа мирян, такие как К. Леонтьев и славянофилы, прямо предсказывали неотвратимость революционного коллапса вследствие, с одной стороны, вероучительной и миссионерской недостаточности синодальной Церкви, а с другой — мощного проникновения революционных "вихрей враждебных" в девственное русское сознание, к тому моменту не имевшее ни европейского иммунитета к "революционному соблазну", ни надежного "щита" веры Христовой. С этой точки зрения, большевики незаслуженно узурпировали лавры единоличного победителя в борьбе с Самодержавием. Не они победили, и не Романовы потерпели крах. Проиграла Русская Православная Церковь — тогдашний народ Божий. Проиграла она очередной раунд столкновения с фронтально наступающим нигилизмом: еще не тем полноценным матерым сатанизмом, какой мы видим в наши дни, но уже вполне "осознанным" и "зрелым" противление Христу; последнее, пройдя "обкатку" и "закалку" в лихие годы Французской революции, достигло максимальных значений при большевиках, особенно Ленине и Троцком. Именно тогда, в 20-х годах в бесчисленных коммунах по всей стране под видом "раскрепощения женщин" начал практиковаться свальный грех, проектировались памятники Иуде и развернулись кровавые гонения на священство. Словно ад огненной рекою вырвался на землю, выжигая все живое!
Почему это так важно знать и помнить сегодня? Во-первых, потому что после краха СССР наступление на Россию сатано-нигилизма не только не прекратилось, но и обрело "второе дыхание": неолиберальная квазиколониальная власть, навязанная России извне на рубеже 90-х годов, сполна воспользовалась падением "железного занавеса", чтобы по указке извне превратить нашу страну в полигон для распространения самых разнузданных, самых чудовищных пороков и злодеяний, "заимствованных" с безбожного Запада. И снова мы оказались безоружны и бессильны!
Во-вторых, важнейшей причиной поражения 1917 года стало, как уже было сказано, сильнейшее обмирщение общества. Оно выразилось, с одной стороны, в показном благочестии и помпезности церковных институтов и превращении священства чуть ли не в привилегированный класс тогдашнего общества, а с другой — в недопустимо резком и масштабном ослаблении православных вероучительных начал при общем усилении влияния католицизма и протестантизма. К великому сожалению, труды Святых отцов, которые сегодня широко представлены в любой церковной книжной лавке (да и в Интернете тоже), начали переводиться на русский язык и проникать в культурные слои дореволюционной России только с середины 19 века. Решающую роль в этом процессе сыграла Оптина Пустынь и довольно узкая группа подвижников, ведомая святителем Игнатием (Брянчаниновым). Могли бы Отцы предотвратить трагедию 1917 года? Хотя история не знает сослагательного наклонения, можно смело утверждать: конечно! Но так было угодно Промыслу Божию, чтобы Россия на себе, опытно испытала, переварила и в итоге преодолела сначала большевистский, а затем и неолиберальный сатанизм, шаг за шагом вырабатывая иммунитет против того и другого. Все сущее подвластно Богу, даже то, что в безумии противится Ему — вот и большевики в своем неистовстве сослужили нашей "единой, святой, соборной и апостольской" Церкви неоценимую службу: отсекли накопившуюся гнилость обмирщения, воздвигли "железный занавес" на пути распространения инославной ереси с Запада и… породили сонм мучеников за веру и Христа, Фаворским духом которых смогла возродиться из пепла РПЦ.
Но мало понять, что к чему и от чего. Важно еще сделать правильные выводы на будущее. Получается, что Святые отцы пришли в Россию РАДИ НАС, нынешних, кому предстоит держать фронт Последней Духовной Войны! Это надо не просто уяснить, а принять всем сердцем. Нам, сынам и дочерям народа Божьего образца 2015 года и далее, предстоит исправлять то, в чем ее преуспели наши пра-пра-прадеды, вольно или невольно подменившие подлинную церковно-духовную жизнь формальным исполнением обрядов и правил (часто к тому же чуть ли не законом установленных). Именно так учат Отцы: в первую очередь, внимание к себе, страх Божий, хождение умом пред Богом Живым, сердечная молитва и плач о грехах, искреннее повседневное покаяние ("Блюдите, како опасно ходите" — напоминает апостол Павел), — одним словом, умное внутреннее делание, повседневная практическая аскетика, молитвенное очищение души и распятие в себе греха. Вот, что есть подлинная жизнь во Христе, подлинная церковная жизнь. Она нисколько не отменяет и не заменяет круг церковных служб, правил, установлений. И то, и другое — Церковь. И то, идругой жизнь в Боге и с Богом. Одно не главнее другого, а идут вместе, как две ноги. Если же одна без другой, — инвалид.
Чтобы отеческие писания выполнили в России ту спасительную и упреждающую миссию, которая им не далась (Бог не попустил) в предреволюционные десятилетия, Церковь наша, весь наш народ Божий, все десятки и сотни тысяч новообращенных "блудных сынов", пополнивших ряды воинства Христова по выходе из эпохи коммунистического и либерального "пленения", все мы — миряне, священники и иноки — просто обязаны стать пламенными миссионерами. Сначала нам предстоит самим до "содранной кожи души" (святитель Феофан) впитать, усвоить и осуществить в жизни Христовы заповеди и святоотеческие наставления, а затем передать их другим, всем, до кого дотянется наше слово. А, лучше сказать — кого Господь предизберет и подведет, чтобы страждущий и ищущий, труждающийся и обремененный получил от Него (в том числе и через нас, грешных) живую воду Истины.
Вы скажете: гигантская, трудновыполнимая задача! С точки зрения рационального миропонимания — да. Все деньги, вся земная власть, все ресурсы находятся под управлением Князя воздушного. Это факт, известный со времен Адама. Однако, даже этот факт не отменяет того, что Бог есть "сущее" и "все во всем", что все установленное или попущенное Им служит нашему спасению, что Ему возможно то, что невозможно человекам. И, наконец, что, победив в себе грех, человек делается другом Богу, и тогда на его пути не остается ни врагов, ни препятствий. Именно этому учат Отцы, именно на этот путь служения Богу и людям они нас зовут.
Переправа 03.05.2015