УКРАИНА ЧАСТО ПРОДАВАЛА НОВОЕ ОРУЖИЕ И ТЕХНИКУ, А В АРМИИ ОСТАВЛЯЛА СТАРУЮ

Леонид ИвашовЛеонид Ивашов

С развалом СССР на Украине, не считая авиации и ракет, оставались пять армий, в том числе танковая, три корпуса ПВО и один армейский. Только стратегических запасов на спецскладах МО хранилось на 90 млрд. долларов. Все это оказалось разворованным.

Ситуацию комментирует руководитель Международного Центра геополитического анализа, генерал-полковника в отставке, члена Изборского клуба Леонида Ивашова:

«Когда создавали и укрепляли украинские Вооруженные Силы, военная группировка «незалежной» уменьшилась по численному составу и вооружению в два раза по сравнению с тем, что там было в советское время. Поэтому появились излишки техники и материальных средств, от которых и решено было избавиться, хоть что-то на этом заработав для пополнения бюджета. Это была государственная политика, и понятно, что политику эту осуществляет глава государства.

Так что все президенты Украины поучаствовали в этом. А поскольку на мировой рынок торговли оружием они выйти не могли (техника все-таки была бывшей в употреблении и не прошедшей предэкспорную подготовку), то Украина продавала оружие и технику не совсем и не всегда официально. И цена устанавливалась всякий раз договорная. Была возможность продавать и по бросовой цене, но только формально, потому что, конечно, определенные лица что-то «получали» с этого лично. Много техники было списано якобы в металлолом. И на этом тоже кто-то зарабатывал и богател, пополняя собственный карман.

Были и другие варианты. Такие, например, как поставка украинских танков, выпускаемых в кооперации с Россией, скажем, в Пакистан. Здесь тоже действовали не совсем прозрачные схемы — сбытом этой техники занималась «Укрспецтехника». И порой когда покупатель хотел приобрести у «незалежной» более современное вооружение, а оно предназначалось только для ВС Украины, то в войска поставляли старую технику. А более новые образцы продавали за границу. В частности, средства ПВО. То есть варианты утилизации и распродажи военного имущества были самыми разными. И так же, как и у нас, они во многом были коррупционными.

Причем, когда оружие или техника поставляется какому-либо государству, то существуют международные правила, соглашения и так называемый Сертификат конечного пользователя. Это сложная процедура. Но когда говорят, например, об Анголе, то в этом случае посредничал в сделках израильский коммерсант (бывший советский гражданин), который был одно время еще и гражданином Франции. И все эти сделки не носили официального характера.

Ему было все равно, кому продавать оружие – Жонасу Малейру Савимби, который выступал против официальной власти в Анголе. Или правительству Жозе Эдуарду душ Сантуша, а может, и вовсе каким-нибудь другим боевикам. И со стороны Украины выступали уже не государственные, а коммерческие теневые структуры. Так что если подписывали с этим господином какое-то соглашение, то это совсем не значило, что техника шла даже в саму Анголу. Она запросто могла поставляться также и ее противникам.

Источник

Леонид Ивашов
Ивашов Леонид Григорьевич (р. 1943) – российский военный, общественный и политический деятель. Генерал-полковник. В 1996 – 2001 гг. начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны. Доктор исторических наук, профессор. Президент Академии геополитических проблем. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...