ГРЕЦИЯ ОСТАЕТСЯ ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ

Михаил ЛеонтьевМихаил Леонтьев

Греция остается главной темой, поскольку греческий вопрос не просто финансово-экономический, это вопрос системный для действующего миропорядка.

Масштаб греческого вопроса определяется тем, что маленькая Греция может стать первым прецедентом выхода из Еврозоны и Евросоюза. Дело в том, что Еврозона и создавалась для того, чтобы исключить возможность выхода из Евросоюза. Поэтому, кстати, и нет никакого механизма выхода из Еврозоны. Евросоюз болен. Экономически и политически и бегство Греции может его добить. Притом, что Евросоюз с экономической точки зрения является проектом германским, с политической точки зрения, на сегодня, это проект чисто американский, обеспечивающий подчинение всех его участников Соединенным Штатам.

Официальная европейская концепция: греки назанимали денег, обманывая кредиторов, а теперь, мерзавцы, не хотят отдавать долги, а мы-то готовы им помочь отдать нам наши деньги, но только в ответ на раскаяние и смирение. На самом деле, немецкие и французские банки субсидировали потребление Греции своих товаров, стимулируя паразитизм. А когда греки уже не смогли обслуживать свои долги, организовали "программу помощи" с единственной целью — вернуть свои деньги.

На пике долгового кризиса в 2011 году долг Греции составлял 146% от ВВП. В результате реализации плана помощи от кредиторов, сократившийся долг достиг 177% к ВВП, поскольку, в свою очередь, ВВП сократился на четверть. И как следствие, вдвое увеличилась безработица.

Проблема не в том, кто кого больше надул, проблема в том, что программа кредиторов не увеличивает, а снижает возможность Греции обслуживать долги. Уже только поэтому греческое "нет" абсолютно адекватно.

"Ни одна другая экономическая депрессия в истории не была столь рукотворной, — говорит нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. — Деньги, которые европейцы выделяют грекам, не доходят до местной экономики. Практически все уходит обратно в Европу в качестве выплат по кредитам".

Другой нобелевский лауреат Пол Кругман считает: "Голосование за соглашение для Греции означало бы, что страна обречена страдать годы, проводя политику, которая не сработала, а фактически, если применить арифметику, и не могла сработать: жесткая экономия, вероятно, сокращает экономику быстрее, чем уменьшает долг, так что страдания оказываются бесцельными".

Почему греки проголосовали против, в общем, понятно. А вот что будет дальше? Напомним, Евросоюз — американский инструмент подчинения Европы. И американцам, в принципе, выгодно, чтобы слабая Европа ерзала и мучилась. Но совершенно не выгодно, чтобы она распалась. Поэтому греков велено оставить в Еврозоне. Так оно, скорее всего, и будет, если только премьер Ципрас не окажется совершенно неожиданно, античным героем.

Михаил Леонтьев
Леонтьев Михаил Владимирович (р. 1958) – русский журналист, публицист, создатель медийных проектов, ведущий политико-экономический обозреватель Первого канала. Руководитель телепрограммы «Однако» и одноименного общественно-политического журнала. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...