О приоритетном оружии
Владислав Шурыгин
Обнародован очередной доклад о состоянии глобальной торговли оружием и расходов на вооружения Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ). Согласно тексту доклада, военные расходы Российской Федерации в 2014 году составили 84,5 млрд. долл., что равно 4,5% ВВП. По отношению к 2013 году рост расходов составил 8,1%. Доля РФ в мировом объеме военных расходов составляет 4,8%, страна занимает третье место после Китая (его доля составляет 12%) и США (34%).
При этом США, обладая самыми большими военными расходами в мире, в прошлом году столкнулись с дефицитом бюджета и сократили ассигнования на армию на 6,5%. "Тем не менее, в этой области США продолжают находиться на исторически высоком уровне, который почти соответствует в реальном исчислении пиковому уровню конца 80-х годов", — говорится в докладе СИПРИ. Америка потратила на военные цели 610 млрд. долл., что составляет 3,5% ВВП.
Фактически США тратят на военные нужды столько же, сколько тратят все остальные страны первой десятки по данному показателю. При этом США стремятся получить опережающее превосходство над вероятным противником и вкладывают огромные средства в самые перспективные военные разработки.
Одной из приоритетных разработок является создание "интеллектуальных" БПЛА. Все последние годы армия США активно развивала "дроны", которые за сорок лет прошли путь от одноразовых неуклюжих разведывательных моделей до многофункциональных высокотехнологичных систем, способных не только вести наблюдение и разведку во всех спектрах, но и наносить удары по наземным целям в самых отдалённых регионах планеты. Их развитие оказалось настолько впечатляющим, что, по мнению аналитиков, развитие боевой авиации идёт к тому, что БПЛА полностью заменят лётчиков.
Но сегодняшние БПЛА пока не способны самостоятельно распознавать и классифицировать цели и требуют контроля со стороны человека-оператора, особенно при приёме решения на применение оружия. Но ситуация может вскоре измениться — в США полным ходом идут работы по созданию искусственного интеллекта, способного самостоятельно распознавать цели и принимать решения по их уничтожению. Такие БПЛА смогут сутками находиться в воздухе, вести разведку и при появлении целей мгновенно её атаковать. При этом цена потери такого аппарата несравнимо ниже, чем цена потери самолёта, пилотируемого лётчиком.
Вторым приоритетным направлением исследований является разработка оружия, размещаемого в космосе. Возможности здесь настолько же безграничные, насколько и необычные. Из перспективных — орбитальные генераторы электромагнитного импульса в ядерном и неядерном варианте. В зависимости от мощности используемого ЭМИ-боеприпаса можно нанести поражение электронике в масштабах средней европейской страны, но также возможны и точные удары, нацеленные конкретно на район боевых действий. Спутниковое ЭМИ-оружие недосягаемо для большинства стран, за исключением тех, что обладают противоспутниковыми системами наземного или воздушного базирования либо орбитальными аппаратами с оружием на борту. Кроме того, время реагирования на атаку из космоса должно быть намного короче, а это снижает возможности подвергающейся нападению страны по перехвату ЭМИ-оружия.
Много лет США пытаются создать высокомощный лазер космического базирования, способный осуществлять перехват баллистических ракет противника на активном участке траектории. В отличие от уже существующих систем ПРО типа "Иджис", которые необходимо размещать поблизости от территории противника и районов запуска ракет, лазерные системы космического базирования могут действовать на высотах, недосягаемых для противника. Но пока, затратив десятки миллиардов долларов, США не получили реального результата.
А вот в создании гиперзвуковых крылатых ракет США смогли продвинуться достаточно далеко. Все последние десятилетия крылатые ракеты оказывали огромное влияние на современную войну. Но их ахиллесовой пятой была низкая дозвуковая скорость, что сильно обесценивало боевые возможности данного типа оружия. Сегодня конструкторы уже испытывают гиперзвуковые ракеты, летящие со скоростью более 6000 км/ч. Появление таких ракет на вооружении привело к утверждению в качестве основной стратегии "глобального молниеносного удара", сформулированной ещё в 2001 году.
Из разработок, перешедших из разряда теоретических в разряд испытываемых, необходимо упомянуть то, что у фантастов принято называть кинетическим оружием. Речь идёт о принятии на вооружении электромагнитной рельсовой пушки. Главное её отличие от обычной пушки в том, что вместо взрывчатки, выстреливающей заряд, используется магнитное поле, разгоняющее снаряд до 9000 км/час, что позволяет выстреливать его на расстояние 100 морских миль. Научно-исследовательское управление ВМС США разрабатывает такую электромагнитную рельсовую пушку с 2005 года. Цель текущей стадии проекта, начатой в 2012 году, состоит в проверке живучести ствола и темпа стрельбы.
Всё это свидетельствует о том, что США продолжают делать ставку на достижение полного технологического превосходства над вероятным противником и не жалеют средств для достижения этой цели…