ДОПИНГ-СКАНДАЛЫ — ЕЩЕ ОДНО НЕТРАДИЦИОННОЕ СРЕДСТВО ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ С РОССИЕЙ

Сергей ЧерняховскийСергей Черняховский

Всемирный антидопинговый комитет (WADA)пришел к выводу, что российский антидопинговый комитет не отвечает международным требованиям, а значит, Россия не имеет права принимать международные спортивные состязания у себя, пока не приведет в соответствие свою деятельность. WADA заявляет, что российские спортсмены не допускаются к Олимпиаде-2016.

Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков в свою очередь согласился с тем, что необходимо провести изменения. Неужели у нас действительно все так плохо с антидопингом? Вспоминается скандал с ФИФА — российский президент и чиновники тогда четко отреагировали – у нас все в порядке, чемпионат отобрать не удастся. Что же происходит теперь, почему президент молчит? Почему скандал ударил именно сейчас? И есть ли у этого вопроса "второе дно" — об этом рассказал в своем экспертном мнении политолог Сергей Черняховский.

Я не исключаю, что это одно из действий, направленных, в частности, на срыв чемпионата 2018 г., и то, что здесь только политическая подоплека, в общем контексте абсолютно очевидно. Точно также, как это было с атаками на ФИФА, Блаттера, Платини и прочее.

Если пристально посмотреть, то у любой страны можно найти нарушения. И вообще, в Соединенных Штатах существует так называемая "система пыльного законодательства", то есть давно принятые забытые и неиспользуемые законы, утратившие реальное значение. О них никто не помнит, они принимались, условно говоря, лет 200 назад. Но если с субъектом, обладающим соответствующими ресурсами, надо свести счеты, идет проверка — нет ли у него нарушения какого-нибудь из этих законов, которые, еще раз подчеркиваю, формально не отменены, но вышли уже из реального употребления. А человека просто привлекают к ответственности за то, что, по сути, делают и все остальные, но им это не вменяется в вину, потому что нет необходимости оказывать на них давление.

В данном случае, я думаю, такая же практика. Во-первых, я сомневаюсь, что в допинговых системах разных стран мира есть какие-то принципиальные различия. И если хорошо проверить любую страну — что Англию, что США — можно найти требуемые нарушения. Во-вторых, я далеко не уверен, что найденные в России нарушения действительно являются нарушениями, а не интерпретацией каких-то моментов. Причем нынешняя антидопинговая система в своем стремлении все проверить, нелепа настолько, что, в общем-то, всегда можно найти какие бы то ни было нарушения. Примеры тому есть — когда человек, не предупредив, идет к матери в гости, а его обвиняют в нарушении правил, продиктованных этой системой.

Кроме того, там вообще все достаточно расплывчато, потому, что допинг-эффект можно достичь разными лекарствами, разными способами. Но та сторона, которая определяет правила, может знать, какими способами еще не запрещено пользоваться, а какими запрещено. Эта сторона ловит другую сторону на том, что пользовании, условно говоря, расхожими, а потому уже запрещенными средствами, а своих предупреждает, что вот есть средства пока не запрещенные, которыми тоже можно достичь нужного эффекта.

Насколько я понимаю, международное агентство выдвинуло ряд конкретных требований для решения вопроса. Вообще-то говоря, наши специалисты говорят, что этим требованиям мы и так отвечали. Но они их все равно выдвинули. Официальная позиция России – ну, хорошо, мы выполним эти требования, но захотят ли там признать, что требования выполнены? Потому что это известное такое бюрократическое издевательство – всегда можно найти, за что зацепиться, чтобы пустить заново все переделывать.

Все решаться будет не логикой спортивной этики, а логикой сопоставления и сравнения потенциалов политического воздействия. Конечно, здесь исключительно политический момент, просто надо отдавать отчет в том, что против России ведется война, и вестись она будет разными нетрадиционными средствами. Пока Россия не докажет, что это, во-первых, бесполезно, а во-вторых, что это небезопасно для тех, кто ее ведет, эту войну будут вести, это надо четко понимать.

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...