СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО УГЛУБЛЕНИЯ КРИЗИСА
Сергей Глазьев
Свою программу представил советник президента, академик Сергей Глазьев. Он отметил, что падение, которое мы наблюдаем, связано, прежде всего, с неблагоприятной и практически неуправляемой макроэкономической ситуацией. Накладываемые на нее сверхволатильный курс рубля и хаотические его колебания дестабилизируют экономику и подрывают весь инвестиционный процесс, считает эксперт. Так и выходит: вместо того, чтобы сосредоточиться на подъеме инвестиций, обеспечивающих рост экономики, наши денежные власти приветствуют архаичную модель и тормозят переход к целеориентированной денежной политике.
Ни по одному из факторов экономического роста ограничений у РФ нет, убежден экономист. "Есть мнение, что для роста не хватает людей, однако с учетом высокой скрытой безработицы, неограниченного резерва рабочей силы из стран СНГ, ограничений по труду нет", — сказал Глазьев. Нет их и по сырьевым ресурсам, степень использования научно-технического потенциала не превышает 25%, а разговоры о нехватке кадров "опровергаются фактом колоссальной миграции высококвалифицированной молодежи".
По его словам, оппоненты грамотной финансово-экономической политики "игнорируют возможности экономического роста".
Вместе с тем действительным ограничением для развития российской экономики Глазьев назвал нехватку финансовых ресурсов. Он подчеркнул, что без решения проблемы кредитования производственной сферы выход из экономической депрессии невозможен. "Все развитые страны сегодня занимаются наращиванием кредитования. У нас при существующих процентных ставках на рынке кредит для подавляющего числа производственных предприятий недоступен. Кредит — функция экономического роста. Но это не значит, что экономику надо заливать деньгами. Центральный банк должен создавать долгосрочные кредитные механизмы для пополнения оборотных средств и наращивания инвестиций в производственные предприятия. Вместо этого ЦБ искусственно поддерживает высокие процентные ставки, и предприятия обрабатывающей промышленности вынуждены сворачивать производство", — пояснил Глазьев.
Денежные власти открещиваются от эмиссии, более того, они нацелены на сжатие денежной базы. "Прогноз на ближайшие три года неутешителен. Сжатие денежной базы будет почти на 30%. Следует ожидать дальнейшего углубления кризиса", — отметил академик.
На этом фоне представители бизнес-сообщества подтверждают, что темпы роста в 10% достижимы, продолжил Глазьев. Для обеспечения этого результата предлагается хорошо известная модель, при которой вся государственная система денежного регулирования становится системой развития. "ЦБ генерирует кредитную эмиссию по определенным каналам денежного обращения, в котором поддерживаются низкие процентные ставки, которые ориентированы на решение задач расширения и модернизации производства. Определенные инструменты, которые можно использовать, есть уже сегодня, но используются они крайне слабо", — выразил мнение советник президента.