Какая элита нужна современной России?
Олег Розанов
Не стоит забывать, что российская элита сегодня крайне неоднородна. Ее так называемая «прагматическая» составляющая пытается закрывать глаза на внутриполитические проблемы и внешнеполитические конфликты. Однако, террористическая провокация Турции против России является полным крахом «прагматиков». До этого момента они думали, что взаимовыгодные экономические договоренности с элитами тех или иных государств нивелируют все цивилизационные исторические противоречия между акторами мировой политики.
Собственно, это уже было очевидно после прихода к власти в Киеве антиправославной хунты. Тогда многие представители российской элиты наивно полагали, что достаточно договориться с киевской «элитой». Они не замечали важности вопросов единства Церкви и православного русского выбора, битвы за историю, за молодежь. Примеры Украины и Турции показали, что важнейшими являются как раз вопросы цивилизационные, проблемы веры и истории, которые оказались намного более важными, чем экономическое сотрудничество. «Прагматики» надеются на то, что после снятия санкций все будет идти по старой проверенной схеме – работать в России, жить на Западе. Но на таких «прагматических» идеях мобилизация невозможна. С такой элитой наша Родина обречена.
В современной ситуации исторического вызова становится очевидным, что мобилизация подлинной элиты, ее выживание и возрождение невозможны без мобилизации Духа. Сегодня очень важно понять аксиому, что Бог существует и имеет свой Промысел о России. Историческая миссия России заключается в исполнении долга хранителя и распространителя Истины Православия. Быть центром подлинных свободы и справедливости, бороться со злом во всем мире – к этому сводится концепция Москвы как Третьего Рима. Она закреплена в Уложенной Грамоте Константинопольских Патриархов XVI века об установлении Московского и Великой, Малой и Белой России Патриаршества, где русскому Патриарху усвояется титул и Патриарха «Третьего Рима».
Руководящая элита России должна понять религиозную, метафизическую, православную суть геополитики и прекратить стесняться "Третьего Рима" и православного русского выбора.
Россия с лихвой пережила напасти кровавых войн, несла сокрушительные потери, но и переживала бурный рост, и испытала кардинальные перемены в общественной жизни. Всё это время она продолжала оставаться самой большой и сильной православной цивилизацией. Об этой исключительной особенности русских говорил и один из ярчайших противников России, "железный канцлер" и, возможно, "главный немец" за всю историю Отто фон Бисмарк: "Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути …"
Подлинная российская элита должна помнить и пророчества русских духовидцев о том что будет, если Россия не дрогнет. Вот что говорил Преподобный Серафим Саровский: "Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: “Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И все это – все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией…"
Великий русский православный философ, писатель, публицист Иван Ильин так видел будущее России: «Но мы знаем и понимаем, в чем будет состоять основная задача русского национального спасения и строительства: она будет состоять в выделении кверху лучших людей, — людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения… То, в чем Россия будет нуждаться прежде всего и больше всего, — будет новый ведущий слой.
Эта новая элита, новая русская национальная интеллигенция должна извлечь все необходимые уроки из всероссийского революционного крушения. Мало того, она должна осмыслить русское историческое прошлое и извлечь из него заложенный в нем «разум истории». А история учит нас многому».
Иван Ильин считал, что прежде всего ведущий слой не есть ни замкнутая "каста", ни наследственное или потомственное "сословие". По составу своему он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от неспособных. Это есть старое и здоровое русское воззрение. Его выдвигал еще Иоанн Грозный, осознавший необходимость нового отбора, но трагически исказивший и погубивший его в "опричнине". К этому воззрению вернулся Петр Великий, назначавший на государственные посты новых людей, начиная с Меншикова и Лефорта, Шафирова и Ягужинского и заканчивая своими командированными за границу учениками.
С тех пор эта традиция дала России Михаила Ломоносова и плеяду славных ученых, писателей и поэтов екатерининской эпохи, великих художников из народа, русских меценатов Савву Мамонтова, Павла Третьякова, военачальников Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова и многих других выдающихся деятелей политики, науки, искусства.
В формировании современной новой элиты России стоит особое внимание уделить Русской Православной Церкви. Она отделена от государства, но не от общества. Благодаря духовному лидеру Русского мира Святейшему Патриарху Кириллу приняты «Основы социальной концепции» Русской Православной Церкви. Согласно этому документу сама Церковь дает принципиальные нравственные оценки ключевым событиям в жизни общества и государства. Православные миряне и их общественные организации призваны нести ценности православия в общественно-политическую жизнь, не выступая от имени всей Церкви и советуясь с Ее Священноначалием.
Наша правда заключается не в том "рае", который мы сами способны построить для себя, а в том, что мы не допустим восторжествовать силам ада, причём не только на своей земле. Раскрытие России — на уровне мировых отношений — это воспроизводство данного Богом разнообразия, священной божественной гармонии. Это собирание вер, народов и культур без их обезличивания. Это многоголосие, свобода как самостоятельность и самобытность. Это уважение других в их суверенности и самобытности. Это "человечество" и права отдельного человека не в противовес конкретному народу и стране.
Если бросить взгляд на ту сферу, что наполняет сознание наших людей, то большая часть СМИ играет на стороне информационного противника страны: показывают Россию с изнанки, с чёрного хода, взращивая западников и русофобов. "Пятая колонна" пытается опошлить всё, что связано с величием России, с её статусом великой державы. Главное сражение разворачивается сейчас не на полях брани, а в сердцах и умах людей.
Весь наш народ имеет внутреннее знание истины, иначе он бы не жил. На протяжении многих веков мы на основе православного мировоззрения создавали свой идеал миросуществования как народный аналог правды на земле. В его основе лежало представление о Святой Руси — спасительнице человечества. Мы воплощали этот божественный замысел в нашей реальной жизни, в нашем реальном мире. Вера в "священный космос", возможность преображения Вселенной наделяет православие особенным отношением к жизни и особенной мистикой. Идея симфонии материального и божественного, священства и царства заложена в православной мысли.
Православие и православные патриоты являются опорой России, людьми, понимающими, что Россия обладает исторической миссией быть страной, спасающей мир от зла. Именно они способны быть новой, качественной и жертвенной элитой России. Служить России — это не привилегия, а долг, трудная и необходимая работа.
Журнал «Православная беседа» №01 за 2016 год