ЯСТРЕБ И ЛАБУТЕНЫ
Захар Прилепин
Дорогие россияне сердятся на украинских культурных деятелей.
Украинские культурные деятели начали крестовый поход против русского языка: раздаются непрестанные голоса запретить русские песни, русские фильмы и русские книжки — в том числе за пропаганду пошлости.
«Это язык, чтобы петь «На лабутенах», — сказал там кто-то.
И мы обижаемся.
А чего мы обижаемся?
В Ютубе клип «На лабутенах» набрал пятьдесят миллионов просмотров. Ужаснуться можно: треть населения страны! Впрочем, наверняка, из этих пятидесяти миллионов добрая половина живёт на той же самой Украине, в Европе, в США и в Израиле — но сути это не меняет.
Шнур, конечно, молодец — он издевается над пошлостью, пишет свои пародии, которые, между тем, миллионы людей как пародии не воспринимают — они так и живут, на лабутенах и в охренительных (восхитительных) штанах.
Эти лабутены с лёгкостью уделывают любую «Русскую весну» — а для тех, кто сейчас этому обрадовался и начал ладошки потирать, я добавлю, что и всякий немцовский марш вечные лабутены уделают тоже.
Украинские культурные деятели не хотят, чтоб лабутены затоптали их идеалы, их «небесную сотню», их «хлопцiв» из «АТО», их комбата Семена и путь в Европу.
Мне сейчас скажут: да ладно тебе, люди веселятся, жалко тебе что ли.
Да нет, мне не жалко, пусть веселятся.
Но вот что я, с другой стороны заходя, хочу заметить.
Великий русский артист и легенда русского рок-н-ролла Александр Ф. Скляр только что записал воистину классический альбом «Ястреб».
Цельное, продуманное, мощное высказывание.
Сама заглавная песня «Ястреб» — на все времена, до дрожи, до мурашек.
Впрочем, там каждая песня — глубочайшее высказывание, а пластинка задумана и выполнена просто безупречно, с некоторым даже шиком.
Не стану скрывать, мне особенно важно (и приятно!), что песня «Анзер» с этого альбома напрямую связана с моей книжкой «Обитель», и может служить к этому роману о Соловецких лагерях иллюстрацией, песня «Калечинка» (удивительная!) — прямо выросла из моей книжки «Подельник эпохи» о Леониде Леонове (и текстов самого Леонова), а песня «Когда война на пороге» родственна всему тому, что я говорю и пишу уже два с лишним года — в том числе в книжке «Не чужая смута».
(Это всё на заметку филологам, а то у нас редко бывает, что люди и книжки хорошие читают, и музыку хорошую слушают. Чаще что-нибудь одно. Или полтора…)
Саша Скляр сказал как-то, что после его альбомов «На кухне», «Вася-совесть», «Нижняя тундра», «Песни моряков» сложно сделать что-то на том же уровне.
Я все названные альбомы очень люблю. Но альбом «Ястреб», пожалуй, даже сильнее — как будто Скляр, как тот самый ястреб, вознёсся и сверху озирает виды, наши мрачные ландшафты, нашу суету.
Не сидя на кухне среди своей разгульной братвы, не стоя посреди тундры, а — сверху, из-под солнца.
Завидная, надо сказать, участь: перешагнуть срок в полвека — а песни писать всё лучше и лучше.
Из наших рок-идолов Саша такой, признаюсь, один. Ну, или их таких двое. Второго называть не стану.
Но послушает ли этот диск одна сотая часть тех, кто послушал про лабутены? Едва ли.
Хорошо, одна тысячная часть? Не знаю, не знаю.
Мне скажут опять: отстань, люди танцуют.
Я очень люблю, когда люди танцуют.
Я совсем не люблю, когда люди себя не уважают. Но при этом хотят, чтоб их соседи уважали.