ЧЕЛОВЕК В ЧЕХЛЕ
Захар Прилепин
От Бориса до «Айдара»
Когда в прошлом году, на 23 февраля, литератор и журналист Дмитрий Быков написал в очередной своей стихотворной колонке, что Савченко — единственный мужчина в России, я поскорее это стихотворение убрал с глаз долой и, насколько возможно миролюбиво сказал себе: «Ну, Диму заносит… Дима гуманист».
Однако на Быкове ничего не закончилось, с Быкова всё только началось.
8 марта сего года началось обострение.
Сотни российских либеральных публицистов и блогеров разом объяснились Савченко в любви.
Телеведущая и шоу-вуман Татьяна Лазарева сказала, что, если Савченко умрёт — она уедет из России.
Письмо в поддержку Савченко подписали Людмила Улицкая, Виктор Шендерович и ещё целый выводок маститых российских писателей.
Российский литературный критик Анна Наринская, либеральней которой не придумаешь, и публицист Олег Кашин, человек «правых» взглядов — все оказались на удивление солидарны в отношении Савченко.
Художник и писатель Максим Кантор написал, что Савченко — это Зоя Космодемьянская наших дней.
Так же о ней написали, что Савченко — это Жанна Д’Арк и вообще лучшая из женщин, идеал.
Что получается?
Позавчера десятки тысяч человек шли с портретами Бориса Немцова по Москве — что, в сущности, объяснимо, он же российский политик, к тому же, трагически погибший.
Но уже завтра эти же самые люди готовы идти куда угодно с портретами Савченко, что объяснимо куда меньше: она солдат армии той страны, которая уже два года, — их президент об этом говорит! — ведёт войну с Россией.
И если на Юго-Востоке Украины есть российские солдаты, как уверены все участники московского Марша мира и немцовского марша — значит, Савченко стреляла в этих солдат.
Мы же отдаём себе отчёт, что военный — существо подневольное — куда Родина пошлёт, туда он и поедет?
Сегодня мы стали свидетелями того, как легко осуществляется моральный (он же — аморальный) выбор: если солдат нашей страны ведёт войну, которая российскому интеллигенту не нравится — российский интеллигент будет болеть за тех, кто этого солдата убивает.
Про добровольцев из России даже речи не идёт. Случится такое, что завтра их всех выкрадут и посадят на сто лет каждого — ни один из вышеперечисленных интеллигентов и слова по этому поводу не скажет.
Суд над Савченко — это, в моём понимании, не совсем о правосудии история. Суд над Савченко — это история о войне, которая идёт.
Есть ли вопросы к российскому правосудию по поводу дело Савченко?
Конечно, есть. Главный вопрос: как она вообще попала на скамью подсудимых? Её, судя по всему, выкрали; это нехорошо. Брать чужое нельзя.
Есть ли вопросы по поводу того, кем является Савченко?
Вопросов всё меньше. Савченко — солдат подразделения «Айдар», имеющего самую отвратительную славу — на них уже висят дела по бессудным расстрелам и жуткому мародёрству. Если она не снайпер, то определённо наводчица. Безусловный, патентованный, стопроцентный враг тех людей, что воюют на Донбассе за то, что именуется «русской весной».
И вот Олег Кашин пишет: «Националистка из батальона "Айдар", вот этот живой символ украинской "антитеррористической операции", человек, воплощающий в себе все или почти все, чего в обычной жизни не приемлет средний антипутинский интеллигент — благодаря талантам российских спецслужб и судов даже такая спорная фигура превратилась в важнейший антипутинский символ».
Я хочу сказать, что Кашин сильно лукавит. Он попросту наговаривает на среднего антипутинского интеллигента.
Средний антипутинский интеллигент никак не проявлял своего отношения к украинской "антитеррористической операции", добровольческим батальонам, известиям о бомбёжках мирных кварталов, могильниках с мирными людьми и прочими одесскими пожарами.
Он терпеливо молчал последние два года.
Самое радикальное, что он мог сказать по всем этим поводам: ах, до чего Россия довела Украину!
Помните — в это уже сложно поверить, но постарайтесь вспомнить, — как средний антипутинский интеллигент ехидничал по поводу «бандеровцев» на Украине.
— Где? — до колик хохотал он, — Где вы этих бандеровцев видели?
Теперь Бандеру изучают в украинской школе, украинские дети поют песни и читают стихи про Бандеру, на митингах носят портреты Бандеры, он официально введён в государственный иконостас.
И что, наша интеллигенция как-то раскаялась в связи с этим?
Нет, никак.
Интеллигенция, напротив, как это сегодня называется, расчехлилась.
Она только и занимается с тем, что расчехляется.
Что мы там увидим, когда все эти чехлы, обёртки, упаковки, наклейки, повязки и портянки они снимут наконец?
Что за существо явится нам?