Курдский вопрос – головная боль Турции
Шамиль Султанов
защита сирийских туркменов — это инструмент, с помощью которого Эрдоган рассчитывает добиться альянса с МНР(тур. Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) — партия турецких националистов). Характерно, что одним из депутатов турецкого меджлиса, прошедшим 1 ноября по спискам правящей Партии справедливости и развития, стал сын основателя МНР Алпарслана Тюркеша. Поэтому альянс с МНР, обладающей в парламенте более чем полусотней голосов, необходим Эрдогану, чтобы отштамповать решение о референдуме. Это важно лично для Реджепа Эрдогана и для его Партии справедливости и развития.
И все-таки ключевой момент здесь связан не с сирийскими туркменами. Главное, как это ни странно, — взаимоотношения между Турцией и США. Больше всего в ближневосточном конфликте Анкару беспокоит желание Вашингтона разыграть курдскую карту. Летом, когда Турция вошла в американскую коалицию, этот вопрос вроде бы исчез с повестки дня. Но с тех пор произошли некоторые события, которые вернули ему прежнее значение. В частности, антитурецкая фракция в Вашингтоне вновь стала уделять все большее внимание курдскому фактору. К тому же в начале ноября в Сирию решено было направить 50 американских военных инструкторов.
Кого они собираются инструктировать? Не кого-то абстрактного, а именно курдов, которые являются фактическим ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК). А эта партия, в свою очередь, является злейшим врагом Анкары. Добавьте сюда поставки американского вооружения в Сирию, которые предназначены не только Сирийской свободной армии, а прежде всего курдам.
Что же получается? Курды — один из самых болезненных факторов в жизни современной Турции. И США демонстрируют свою готовность играть на нем. Более того, в последнее время такую же готовность изъявляет и Россия.
vk.com 27.01.2016