Сияние Русского Неба
В день памяти Святого великомученика Георгия, покровителя воинов-защитников отечества, в селение Городки на окраине Оренбуржья прибыли наконец для упокоения многострадальные останки Героя России Александра Прохоренко (почти месяц они находились в руках врагов).
Это был майский день, до краев наполненный жизнью: благоуханием первоцветов, сиянием новорожденной листвы, соловьиным щекотом в сверкающих синевой небесах.
Всякое дыхание в эти дни славит Господа – а тут посреди села, в сельском Доме культуры утвердился гроб с прахом русского офицера, погибшего «за други своя» в далекой, мало кому ведомой в наших краях стране Сирии.
Так свиделся со своей цветущей Родиной юный Александр. И было в этом противоречии, в столкновении этом жизни и смерти нечто значительное. Нечто указывающее на смысл жизни каждому из нас.
На похороны Александра пришли тысячи жителей окрестных сёл и соседней Башкирии и других сопредельных и дальних уголков России. Были и солдаты от рядовых и до генералов – участники невеликих, мелкоочаговых, но таких кровоточивых, самый цвет наш убивающих войн. Было много детей, отроков, юношей и девушек. Много было и людей поседевших, на десятки лет переживших нашего витязя. В минуты прощания с ним у гроба все это скопище народа, все мы – вдруг смолкли.
Такой тишины на обычных похоронах не бывает, смолкли и птицы, но первоцветы продолжали пахнуть. А когда грянул духовой оркестр и прах понесли к скромному сельскому погосту – все заплакали. Все, кроме детей, которые очень серьёзно запоминали плачущие лица родителей.
Эта стихийная тишина и эти слёзы означали, что прах предаётся родной земле, а душа воина Александра ушла ввысь и встречена там воинами Бессмертного Полка защитников России. Она стала частью Великого Русского Неба, способного укрыть от зла даже и колыбель первохристиан – древнюю Сирию.
Подвиги наших мальчиков в подбирающихся к нашим границам войнах настолько безупречны и ярки, настолько бескорыстны и высокодуховны, что даже пропитанный русофобией Запад, даже наши «ридны необендеровцы» не могут их опорочить. Разве что косвенно. Вот свистнул кто-то, кажется, в Англии – мол, Александр Прохоренко – это русский Рембо! Нет, господа. Рембо русским быть не может, оставьте его «стопудово» себе. Наших героев рожают и воспитывают матери и отцы, а не креативные куклоделы Голливуда. О наших – и в двадцать первом веке болят сердца, льются слёзы и слагаются песни.
***
После похорон прошло около месяца. Могиле Героя России Александра Прохоренко приехали поклониться члены Изборского клуба. Эту небольшую делегацию возглавлял редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, которому в Оренбурге была вручена литературная премия «Капитанская дочка». Изборцы увидели холм цветов над могилой. Цветы от земляков из родного района и области, из Саратова, Смоленска, Калининграда… В любом русском селении живут его земляки, они посылают сюда своих паломников, и цветочный холм на могиле постоянно обновляется. Все мы, степняки и лесовики, жители черноземья и нечерноземья, зон вечной мерзлоты и океанских побережий – в общем, живущие от Крыма до Курил – мы все его земляки. И эта мысль одаривает нас надеждой, спокойствием и силой.
Послесловие
Успенье
солдатам-оренбуржцам, погибшим в локальных войнах
— Здравствуй, мама. Кончен бой жестокий,
А в бою не каждому везёт.
Тело моё выловил в потоке
Наш лихой комвзвода. Вот и всё.
Вот и всё. Душа парит над миром,
Над теплом озябших ваших крыш,
Ей вожди понятны и кумиры,
Ей видны и Бёрды, и Париж.
Внятны ей хохла с кацапом споры
Вражеское слово без огня,
И чеченца каркающий говор,
Наконец, попавшего в меня.
Хорошо, что в баньке перед боем,
Крестик твой не потерял, не снял.
Ах, какая синь меня покоит,
И какой покой меня обнял…
Только жаль, что не увижу друга,
В роще за Уралом — снегирей.
Золотым девчонкам Оренбурга
Не сорву форштадтскую сирень.
Нету наших девушек красивей,
Но и сини этой — края нет.
Мама, я спасён со всей Россией.
Ты не убивайся обо мне.