Много шума из ничего
Александр Нотин
Некоторые итоги «Прямой линии с Владимиром Путиным»
Думаю, что не будет большим преувеличением сказать, что публичный диалог президента Путина с народом, состоявшийся на днях, вызвал в думающих державно-патриотических кругах, мягко говоря, недоумение. И даже разочарование. Понятно, почему лидер нации не коснулся внешней политики: пропала острота, ничего принципиально нового, нет новых достижений. Другое дело – политика внутренняя. Именно на ней сосредоточился разговор. В эту область была обращена большая часть из трех с лишним миллионов вопросов, адресованных Владимиру Путину. И что же? В своих ответах на часто болезненные вопросы президент блистал эрудицией и памятью, сыпал цифрами и сравнениями, но… по сути, не сказал ничего нового. Всё те же мантры о правильном курсе правительства, выходе на траекторию устойчивого роста, усмирении инфляции, импортозамещении и т.п.
Ощущение такое, будто Путин либо чего-то недосказывал, либо внутренне опасался переступить некий порог дозволенного. В этой связи позволю себе высказать предположение, что Кремль в его лице по-прежнему не имеет полноты власти над экономическим блоком правительства. И любые критические высказывание на этот счет для него – табу. Отсюда напрашивается неприятный для всех нас вывод о некоей биполярности власти в России, некоем незримом разграничении полномочий между президентским центром, курирующим внешнюю политику, армию, ВПК и регионы – с одной стороны; и Белым домом, жестко удерживающим (очевидно, с подачи Запада) контроль над финансами, экономической политикой (внешней и внутренней), образованием, а во многом – и СМИ.
Если так, то энциклопедичность и артистизм Владимира Путина представляют собой политтехнологическое ток-шоу и рассчитано на то, чтобы обворожить население и затемнить факт недостаточности полномочий. В какой-то мере этот расчет оправдывается. Но надолго ли? Люди у нас, в большинстве своем, думающие, и они вольно или невольно задаются вопросом, почему в числе 80-ти ответов президента ни один не касался таких судьбоносных тем, как феноменально высокие ставки кредитования для бизнеса, отток капиталов за границу, падение реального уровня жизни и покупательской способности, реальная безработица, обострение региональной диспропорции, неисполнение бюджета. Удивляет и благодушие вождя в отношении западных партнеров и их жестокой санкционной политики в отношении всего народа. Именно народа, ибо миллионеры в думах и правительствах почти их не замечают. Из разряда ток-шоу и яркие фрагменты «ручного управления» Путиным жизни в стране. То он запускает дорожное строительство в Омске, то взмахом руки отправляет губернатора с прокурором Сахалина на остров Шикотан для спасения голодающих рабочих рыбзавода, то созидает хоккейный дворец в Биробиджане… Собственно говоря, в этом нет ничего плохого, если бы не одно «но»… Разительная скорость, с которой местные чиновники реагировали на указания президента, демонстрирует не столько его всесилие, сколько «каменное нечувствие», неповоротливость и безразличие чиновников к судьбам и запросам своего народа. Неужели для ремонта дорог необходим приезд Путина или его окрик? Перед нами серьезнейшая системная проблема, о которой знает каждый гражданин России – некомпетентность, безразличие, жуликоватость государственного аппарата, который, конечно, в нужный момент готов вылезти из кожи вон, чтобы угодить «самому», но между ежегодными разносами преспокойно паразитирует. И плевать ему на антикризисные программы.
В эфире Народного радио меня спросили, какой бы я задал вопрос президенту, буде мне представится такая возможность. Я ответил, что больше всего меня волнует, когда наш президент, демонстрирующий нередко стремление к независимости от Запада во внешней политике, возьмет полноту власти над экономическим блоком правительства и тем самым сломает хребет тому механизму внутреннего подчинения, который, похоже, был навязан ему при передаче власти от Ельцина. Никакими благодушными увещеваниями — мол, всё у нас слава Богу, санкции нам не страшны, кризис преодолен и т.п., — самого факта отставания и убывания России, прежде всего, в области экономики, не отменить и не заретушировать. Нужны реальные шаги, кадровые перемены, новые люди на командных должностях в правительстве, крутой поворот образца хотя бы Примакова – Маслюкова, разрезание пуповины унизительной зависимости от Запада и выведение хозяйственного суверенитета на уровень с суверенитетом внешнеполитическим. Иначе эти разрывы и диспропорции могут лишь усугубить набирающий ход кризис и уже осенью этого года спровоцировать нежелательные для всех нас потрясения.
Переправа 19.04.2016