Метафизика русской цивилизации
Олег Платонов
Метафизика Русской цивилизации – это знания о сверхопытных и сверхъестественных началах и законах Русской цивилизации. Говоря языком русских философов начала ХХ века, метафизика Русской цивилизации – это символика духовного опыта Русского народа.
К метафизике относят онтологию – осмысление бытия и космологию – осмысление мироздания. Бытие в метафизике Русской цивилизации – сверхчувственная реальность, познание которой открывает смысл Русского мира и назначения Русского человека. Космос в метафизике – порядок, разумность, красота и величие Русского мира, за которым стоит Бог. Бог – первый объект метафизики, познавая Его, человек познает мир. Метафизика считает человеческий разум способным решать вопросы познания Творца, обращаясь к данным Откровения.
Для того чтобы правильно понять метафизику Русской цивилизации, прежде всего следует отказаться от западного и марксистского материалистического понимания слова «цивилизация» как уровня материального развития общества, материально-технического прогресса. Правильное понятие «цивилизация» сформулировано Н. Данилевским. Цивилизация – это прежде всего духовное, а не материальное понятие. Цивилизация – главная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип. Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, существующую одновременно в прошлом и настоящем и обращенную в будущее, обладающую совокупностью признаков, позволяющих классифицировать ее по определенным критериям.
Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы. Если расы представляют собой исторически сложившиеся разновидности человека, имеющие ряд наследственных внешних физических особенностей, которые образовались под действием географических условий и были закреплены в результате изоляции различных человеческих групп друг от друга, то принадлежность к определенной цивилизации отражала исторически сложившийся духовный тип, психологический стереотип, закрепившийся в определенной национальной общности вследствие особых исторических и географических условий жизни и генетических мутаций. Если принадлежность к расе выражалась в цвете кожи, строении волос и ряде других внешних признаков, то принадлежность к цивилизации выражалась прежде всего во внутренних, духовных, психических и психологических признаках, в самодовлеющих духовных установках.
Родовой чертой метафизики русской цивилизации является ее онтологическая укорененность в духовных понятиях добра, правды, справедливости, воплощенных в понятии «Святая Русь». Именно через нее Православие стало парадигмой Русской цивилизации. Именно понятие «Святая Русь» легло в метафизическую основу «символов духовного опыта» Русской цивилизации. Как учил меня митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев, Святая Русь – особое благодатное свойство Русского народа, делающее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности, совершенствованию и преображению души сделали русских народом-богоносцем, новым Богом избранным народом, но не в смысле противостояния другим народам и стремления господствовать над ними, а в смысле первенства в борьбе с мировым злом за построение Православного царства, являющегося преддверием Царствия Небесного.
Изучая труды русских святых и подвижников Православия, сочинения славянофилов и таких великих мыслителей, как Ф.М. Достоевский, можно выделить самые важные в духовной истории Русской цивилизации идеалы:
– идеал церковности и духовной цельности – неразрывность веры и жизни (вера одухотворяет жизнь и придает ей смысл);
– идеал добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости;
– идеал нестяжательства – преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными;
– идеал самодержавной монархии, симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царем и патриархом;
– идеал соборности – растворение личности в Церкви, монархическом государстве, Православном народе;
– идеал патриотизма – любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного. После веры в Бога патриотизм – высшее выражение духовности человека.
Идеалы Святой Руси воплощаются в общехристианском идеале Православного царства как преддверия Царствия Небесного. Идеалы на то они и идеалы, что не всегда и не для всех могут быть осуществимы, но уже добросовестное стремление к ним, преодоление человеческой немощи и греховности служат правильным ориентиром в жизни человека и общества.
Символы Святой Руси раскрывают онтологию бытия Русской цивилизации. Космология Русской цивилизации раскрывает порядок, разумность, красоту и величие Русского мира, за которым стоит Бог. В системе координат восточно-христианского мира Русская цивилизация с ее духовными идеалами занимает первенствующее место.
В системе мироздания Русская цивилизация как особая духовная общность жестко противостоит западной цивилизации, рассматривая ее как разрушительный фактор в развитии человечества.
Славянофилы, размышляя о метафизических особенностях развития России и Запада, отмечали коренное различие их путей. Раскрывая самобытные начала Русской цивилизации, славянофилы доказывали, что Православие через Россию может привести к перестройке всей системы культуры. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения – история дает ей право на это за всесторонность и полноту русских начал. У славянофилов было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и всемирной задачи России. Эта всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада.
Русский вестник 20.02.2016