Кто заработает на Brexit
Георгий Филимонов
Европейский союз разваливается. И это давно никого не удивляет. Начиная с мирового финансового кризиса 2008 года только ленивый не предрекает скорейшего краха брюссельской бюрократии. Но мало кто видит, что разваливают Евросоюз его американские партнеры.
Громче всех, как всегда, звучит голос американского миллиардера Джорджа Сороса, которого экспертная молва причисляет к списку «посвященных» в планы лондонского Сити. По его словам, «ситуация в мире напоминает ту, что была при развале Советского Союза в 1991 году, когда набирал силу Евросоюз».
Сам Сорос много сделал для того, чтобы Банк Англии никогда не присматривался к еврозоне. 15 сентября 1992 года фонд Дж. Сороса «Квантум» одномоментно продал около 5 млрд фунтов в обмен на 15 млрд немецких марок. На следующий день, который вошел в историю как «черная среда», произошло резкое удешевление фунта относительно марки — на 2,52%. В результате правительство Джона Мейджора, оказавшись не в состоянии поддержать национальную валюту, вышло из Европейского механизма валютных курсов (ЕМВК), договор о котором впоследствии лег в основу единой евровалюты.
Тем временем Сорос пожинал плоды финансовой операции: последующая обратная покупка подешевевших фунтов через день позволила ему заработать, по разным оценкам, от $1 до $1,5 млрд.
Вот к каким выводам приходит биограф американского миллиардера Роберт Слейтер в книге «Сорос: Жизнь, деятельность и деловые секреты величайшего в мире инвестора»: «Многие сорвали куш на падении фунта, но их прибыли остались в тени. Пол Тюдор Джонс или Брюс Ковнер из «Кэкстон корпорейшн» были в числе выигравших главный приз: первый заработал $250 млн, второй примерно $300 млн. Ведущие американские банки, активно оперирующие иностранной валютой, тоже остались довольны. За III квартал они заработали дополнительно $800 млн на торговле иностранной валютой».
Иными словами, американские банкиры не только предотвратили опасный союз английского капитала с немецким, решая тем самым геополитические задачи, но и неплохо заработали.
Впервые за последние годы виновниками кризиса в Старом Свете стали не греки, не португальцы и даже не испанцы, а консервативные англичане. 23 июня жители Великобритании высказались за выход из состава ЕС. Теперь Банк Англии предрекает длительный период испытаний: «Решение выйти из ЕС будет означать длительный период неопределенности в наших экономических перспективах и перспективах развития экспорта». Впрочем, ничего удивительного не произошло: британцы и не горели желанием полноценно интегрироваться с континентом, отказавшись в 1999 году перейти с фунтов на евро. А если вспомнить более ранний период, например, 1960-е годы, то главным критиком евроинтеграции Лондона выступал французский президент Шарль де Голль.
Генерал никогда не считал Британию частью Европы, относя туманный Альбион к англо-американскому миру. И сегодня сотрудничество Лондона и Вашингтона проявляется в том числе и на финансовых площадках, где доход можно получать как от падения, так и от увеличения основных показателей. Так что, когда основной показатель деловой активности в США — индекс Dow Jones — потерял на сообщениях о Brexit 3,39%, а индекс S&P 500, который включает в себя 500 самых крупных компаний Америки, прохудился на 3,30%, сильные мира сего продолжают зарабатывать.
Не случайно министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер призывает страны Евросоюза «воздержаться от мести Великобритании после выхода Соединенного Королевства». Как говорится, есть за что. Французы проявили единение с немцами, потребовав от англичан поскорее выйти из объединения, чтобы не травмировать остальных участников ЕС. Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что «все процедуры, необходимые для выхода, должны быть проведены в самые короткие сроки».
Американцы довольны тем, как проголосовали британцы. В данном случае выразителем геополитических интересов Вашингтона выступает кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп, заявления которого повторяют постулаты неоконсерваторов о глобальном доминировании через ослабление остальных центров силы. «Я думаю, что миграция для Европы была ужасна. Многое было спровоцировано ЕС. Я бы сказал, что им (британцам) будет лучше без него (Евросоюза), но я не говорю это в качестве рекомендации — это просто мое ощущение… Я бы сказал, что им лучше без ЕС, но я хочу, чтобы они приняли решение сами», — цитирует Трампа Fox News.
Трамп, а вместе с ним и остальные представители американской элиты, учитывают тот факт, что выход Британии из ЕС — только начало длительного «парада суверенитетов». На очереди стоят такие владения Соединенного Королевства, как Шотландия, Северная Ирландия и Гибралтар. Эхо Brexit доносится и до Нидерландов. «Ура британцам! Теперь наша очередь. Настала пора референдума в Нидерландах», — заявил лидер голландской Партии свободы Герт Вилдерс на своей странице в Twitter. Оптимизм сохраняют только китайцы, мысли которых концентрируются вокруг торговли. «Останется ли Соединенное Королевство в ЕС или нет, это никак не отразится на торговле, экономических или финансовых связях между Британией и Китаем», — утверждает председатель China Construction Bank Ван Хунчжан, слова которого приводит «Би-би-си».
Любопытным образом сегодняшний Brexit сильно напоминает «Бостонское чаепитие» 1773 года. «Бостонское чаепитие» — это протест юной Америки против непопулярной политики Старого Света. Brexit — это протест старой Британии против необдуманной политики как Старого, так и Нового Света, где в качестве спускового крючка выступают не акцизы на чай, а нескончаемый поток мигрантов и постоянное давление из новых центров принятия решений (Вашингтон и Брюссель), которые вынуждают обеспечивать интересы глобального управляющего класса и европейской бюрократии, а не национальные интересы британских граждан.