РУССКО-АРМЯНСКИЙ САММИТ
Александр Дугин
Президент России Владимир Путин встретился с президентом Армении Сержем Саргсяном.
Положительно, эта неделя хочет войти в историю как неделя Большой Геополитики. После встреч с президентом Ирана Рухани, Азербайджана Алиевым, Турции Эрдоганом, Владимир Владимирович Путин ставит последнюю точку и встречается с президентом Армении. Армения — последний элемент геополитической мозаики, складывающейся сегодня на Кавказе. Кавказ – это узел всей континентальной геополитики. Здесь пересекаются силовые линии всех основных евразийских держав первого порядка. И главы всех этих держав — Ирана, Азербайджана, Турции и вот теперь Армении — встретились с президентом России в первые три дня этой исторической недели.
Армения для России всегда была опорой и полюсом христианских народов в исламском мире, который окружает армян практически во всех направлениях. Поэтому Россия, как мировая христианская держава, традиционно рассматривает армян как находящихся под нашей защитой. Без России никто армянам как народу, как христианскому обществу, безопасности и даже существования гарантировать не может. Так было и так будет. И от этой миссии Россия не отказывалась и не отказывается. Поэтому у Москвы и Еревана – теснейшие отношения. Эта страна член ЕврАзЭС и ОДКБ. Армян мы никогда не предавали и не предадим. Это, само собой разумеется.
Однако, как и любая этноцентрическая общность армяне утрачивают пропорции. Великая держава не может идти на поводу у младшего партнера, позволять ему диктовать условия и выставлять требования. Напротив, это Еревану надо встраиваться в большую евразийскую геополитику, стремясь обеспечить свои интересы. И мы эти интересы, безусловно, учитываем и принимаем в расчёт. Но дружба с армянами, какой бы крепкой она ни была, не отрицает осей Москва-Баку или Москва-Анкара. Наш стратегический альянс с Ираном армян меньше волнует, так как иранцы активно помогают армянам и отношения между ними прекрасные. Но вот турки – и соответственно азербайджанцы – для армян по историческим причинам враги. Это можно понять, и мы склоняем голову перед всеми жертвами прекрасного великого армянского христианского народа и соболезнуем его памяти, которая никогда не угаснет.
Однако у России как у великой континентальной державы есть глобальные интересы. А кроме того, азербайджанцы — наши братья, часть нашего русского мира и связаны накрепко с нами цивилизационными узами. Для Москвы сближение с Баку и Анкарой не означает пренебрежение Ереваном. Нет, пока мы сильны, армяне находятся под нашей защитой. И это в полной мере касается и Нагорного Карабаха. Но сегодня большая геополитика России диктует необходимость оси Москва-Баку-Анкара. Что не исключает оси Москва-Ереван и даже Москва-Ереван-Тегеран.
Играя на региональном масштабе и исторической памяти армян, а также пользуясь определенными ошибками в политике Саргсяна, проамериканские силы в самой Армении пытаются исказить всю картину. Обвинить Россию в том, что ее помощь не достаточна, а сближение с Баку и Анкарой представить, как предательство армян и карабахского дела. Это дело рук все того же «параллельного Государства», которое в соседней с Арменией Турции недавно попыталось совершить государственный переворот. Все цветные революции и перевороты, как известно, проектируются в Вашингтоне. И армянские волнения, направление против рациональной, но не всегда популистской политики Саргсяна, не исключение. Поэтому удивляться не стоит. Ответственные же политики Армении, для которых важна именно Армения, а не подачки американских кураторов, должны возвыситься на локальными гори зонтами и мыслить более масштабно.
Поэтому Армения должна согласить на план Лаврова о передаче Баку пяти районов, не требуя за это слишком высокой и нереалистичной цены. Главная цена – безусловная гарантия безопасности и жизни армян со стороны России. Сама идея поменять русских братьев на американских хозяев будет самоубийственной. Нигде американцы не смогли обеспечить территориальной целостности своим вассалам и марионеткам. Тем более на постсоветстком пространстве. Так что лучше даже не пробовать.
Если Ереван согласится с планом Лаврова, построение новой геополитики будет завершено. Уже первые три дня этой недели богаче геополитикой, чем годы и даже некоторые десятилетия.