ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

Александр ДугинАлександр Дугин

Сегодня день рождения величайшего русского царя Ивана Васильевича Четвертого, известного как Иван Грозный.

Роль Грозного в русской истории является ключевой. Если бы мы лучше и полнее понимали сегодня, что такое Россия, на каких основаниях и на каких идеях создана наша великая страна, то мы не колеблясь должны были бы сказать: Иван Грозный – это подлинное имя России. Именно его правление и его время были кульминацией русского самосознания. При Иване Четвертом мы, русские, осознали себя субъектом истории, носителями самостоятельной цивилизации и всемирной вселенской миссии – быть защитниками православной веры и православного царства, Империи.

С православной точки зрения царство и царь, Император, василевс играют центральную роль в священной истории. Пока есть царь, удерживающий катехон, сын погибели антихрист не может прийти в мир. Пока стоит православное царство, конец света не может наступить. Но не всякий правитель является катехоном, но лишь царь, помазанный и освященный православной церковью как вселенский христианский Император. Иван Грозный был именно таким – первым русским Царём, первым полноценным русским катехоном. При нём Россия стала Третьим Римом.

До 15 века русские были частью двух более высоких иерархических образований – политически мы были под ордой, которая и выполняла роль Империи (только не христианской), а религиозно – под Константинополем, где находись и вселенский патриарх, и вселенский Император. Мы были частью православного мира, но не его центром. В 15 веке практически синхронно пали две Империи – ордынская и византийская. И это было сигналом к русскому пробуждению, к нашему вступлению в историю. В 1461 году при Иване Третьем, который приходился дедом Ивану Грозному, русская церковь отвергла унию с католиками и сама избрала себе главу – митрополита Московского Феодосия, впервые утвержденного только великим князем. А в 1480 году после стояния на Угре русские стали полностью независимыми от татар.

Еще несколько десятилетий ушло на то, чтобы осознать, что теперь мы – русские и являемся Третьим Римом, носителями мировой миссии. Тогда псковский старец Филофей развивает свою идею Москвы – Третьего Рима. И пиком этого процесса является Иван Васильевич Грозный. Его-то и помазали на царство как византийского Императора, а не просто великого князя. С этого момента Русь становится святой в полном смысле слова – не просто территорией благочестия и христианской веры, но катехоном, последним бастионом истины и любви перед лицом всеобщего отступления – мира антихриста.

Иван Грозный не просто укрепил наше Государство, продвинул его границы, отбил нападения опасных врагов, отстоял страну. Он был святым царём, в котором отразилась вся тяжесть вверенной ему миссии. Быть Третьим Римом, быть катехоном – это испытание, страшнее смерти, это ответственность, это невероятный трудный подвиг. И Грозный обращается к образу Ангела Смерти, которому пишет пронзительный Канон. Царь предстоит за весь свой народ перед Страшным Судьёй, перед стихией Смерти. Грозный пишет в Каноне Ангелу Смерти от имени всех людей, всех русских:

«Святый Ангеле, от всех нас на земли живущих дань свою приимеши от Бога повеленную ти, егда приидеши и неси в сокровище Света».

Люди поклоняются и повинуются священному царю, помазаннику Божьему, как и он сам поклоняется и повинуется высшим сверхчеловеческим силам – Ангелу Смерти. Ему смиренно вверяет свои молитвы и просит передать выше – по иерархии в сокровище нетварного Света.

Иван Грозный – царь-мистик, царь-воитель, царь-герой, царь-подвижник. И именно потому, что он выражал в себе сущность русского человека, миссию русской государственности и судьбу русской церкви быть оплотом мирового христианства, а истинным христианством является только пресвятое православие, память его вызывает столько ненависти у его врагов, завистников, противников и осквернителей. Столько спекуляций и пересудов, столько лжи и грязи.

Иван Грозный всерьез воспринял миссию катехона – насмерть биться с антихристом. И он всю свою трудную царскую святую жизнь занимался только и исключительно этим.

Любить Россию и ненавидеть Ивана Грозного – патологично и противоестественно. Это значит – ненавидеть самих себя. Это не по-русски.

Источник

Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...