ПРОГРЕСС ПОЖИРАЕТ СВОЕГО ТВОРЦА

Александр НотинАлександр Нотин

Сколько нашего брата ходит к психотерапевтам? В городах – тысячи. В деревнях – никто. Благополучный Запад – этот весь опутан сетями «лекарей души». По разным данным, до 80% населения Запада обращается к «шрикам», т.е. к психотерапевтам. Сотни наименований транквилизаторов, на радость глобальному фармакологическому концерну, глушат страдания этих несчастных, дабы они, упаси Бог, в приступе сумеречного отчаяния не наложили на себя руки. Такой вот, с позволения сказать, победный возглас постиндустриальной, а заодно постхристианской цивилизации!

О цивилизации – разговор особый. Какая неведомая блажь вскружила всем нам головы? С чьего навета мы приняли за аксиому, что современная урбанистическая цивилизация есть нечто естественное, прогрессивное и потому неотвратимое? Город, изобретение Каина, от начала времен несет на себе отпечаток Божьего проклятия. Как бы ни благоустраивал Собянин Москву, придавая ей блеск европейских столиц, она всё равно останется мегаполисом и будет ещё сильнее притягивать на свет своих фонарей наивных мотыльков из провинции – искателей успеха и удачи. Понятно, что «пряников» всегда не хватает на всех (Б. Окуджава), а из ста соискателей «птицы счастья» перо из её хвоста достанется в лучшем случае одному. Куда деваться остальным? Чрево мегаполиса жадно поглотит их, превращая в люмпенов и пациентов психотерапевтических клиник. Город, как бы ни пыхтели всякие начальники, по определению, по самой сути своей не может дать человеку то, чем в изобилии обладает деревня: чистый воздух, простор, здоровый труд, экологическое всё. Антиномия современной жизни, не без божественной иронии, выражается в том, что покинутая людьми деревня (а в России с начала 90-х их было разрушено более сорока тысяч) способна воспроизвести технологические и информационно-развлекательные преимущества городского бытия: на сей счет довольно Интернета, компьютера и здравой головы. Город же, как ни старайся деревенской тишины и полноты не создаст.

А человек? Как он себя чувствует в жерновах мегаполисов? В отличие от деревни, где все всё и обо всём знают, в городе человек теряется, общение становится не обязательным, а комфорт и интенсивные разнообразные «тусовки» лишь усиливают одиночество и страх.

В Москву ежедневно прибывают сто шестьдесят составов продовольствия и всякой всячины. Из кранов течёт вода, канализация функционирует, свет горит, тепло подаётся. Но ведь не надо быть провидцем, чтобы сообразить, что любой сбой в гиперсложной системе подачи удобств в индивидуальное стойло городского жителя мгновенно превращает гигантский механический муравейник, в гигантскую ловушку для человеков. Излишне и говорить, что такие «вечнозелёные» явления нашей жизни как коррупция, тунеядство, некомпетентность и безразличие придают внешне беззаботной городской жизни горький привкус обречённости.

Пора, пожалуй, назвать вещи своими именами. (Как к тому и призывает президент В. Путин с трибуны ООН). Цивилизация, увы, зашла в тупик. Она давно уже бредёт не по умощённой дороге, а по раскисшей и вязкой трясине. Она жадно ищет роста, расширения, технических новшеств, как будто ресурсы планеты безграничны, с экологией все в порядке, а модные тряпки, телебанальности или гаджеты способны действительно улучшить жизнь человека. Впечатление такое, будто бездушный прогресс, расходующий общие миллиарды на коллайдеры и «петарды» космических кораблей, ведомый безумными политиками, отъявленными мошенниками-финансистами и ярыми милитаристами, давным-давно забыл о человеке, которым порождён и на благо которого, по идее, призван служить. Как революция пожирает своих детей, так и нынешняя (т.е. постиндустриальная и постхристианская) версия научно-технического прогресса все более подминает и пожирает своего творца. Вершина цивилизации, вернее, диагноз её безумия – трансгумманизм, новейшая теория переобустройства человека и мира, которая в открытую ставит и осуществляет задачу искоренения из человека образа и подобия Божия.

К чему эти разговоры? Не проще ли в Конце времён расслабиться, не о чём не думать и постараться получить удовольствие? Ровно это нашептывает каждому из нас на ухо лукавая и падшая цивилизация, изобретая все новые и новые средства оболванивания. Кажется, и выхода нет из этого тупика. Кто я такой – мысленно вздохнёт современник, — что бы противостоять этой махине?! Ан нет, есть выход! Но искать его надо не в лабиринтах науки и тем более собственных иллюзий. Весь ход, вся логика исторического процесса, всё движение прогресса по трупам людей – всё это вплотную, и именно в эти годы, подводят человечество к незримому рубежу. К разлому, к краю пропасти. Если дело пойдет и дальше по накатанной дороге с уклоном, летальный финал неизбежен, и какая, в конце концов, разница, поглотят ли нас воды мирового океана в результате таяния льдов или сработают «ружья» ядерного оружия, висящие в кабинетах глав держав-великанов, или накроет чума от какого-нибудь вируса, порождённого глобальным потеплением? Десятки вариантов, и один хуже другого.

Если «зреть в корень», как советовал Козьма Прутков, отбрасывая одурманивающие мантры демократических свобод, гуманизма, феминизма, толерантности и прочих суррогатов, для того и сделанных, чтобы подменить реальность галлюцинацией, смело можно признать: у каждой подлости, каждого преступления есть автор. Не государство, не институт, не обезличенный процесс, а конкретный человек или узкая группа людей, ненавидящих Бога и себе подобных. Религиозное сознание и библейское понимание истории предлагают нам не борьбу с ветряными мельницами внешнего мира, а прежде всего и исключительно борьбу с самим с собой, своими страстями и греховными побуждениями, которые загораживают нас от Бога и в итоге обрекают семь миллиардов «нас» на жалкую участь самоистребления. После крушения всех до единой идеологий, всех «измов» и партий перед человечеством, потрясённым кошмарами собственного «творчества», по сути, открытым и спасительным остается только один путь – путь правды Христовой. Идти по этому пути может, а теперь и должен каждый, кто не желает служить игрушкой в лапах дьявола (отца лжи и цивилизации) и его прислужников. Каждому Господь от рождения даровал таланты богопознания и любви. Надо только потрудиться раскрыть их в себе, поверить Богу и довериться Ему. Ведь это Он призывает «малое стадо» не бояться, ободряет слабых и немудрых, вооружая их Своей силой для осрамления сильных и мудрых. Какая великая надежда даруется нам Православной Церковью, какие блистательные перспективы открываются нашей Родиной как последним, но несокрушимом оплотом правды Христовой в гибнущем мире.

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...