В УЗБЕКИСТАНЕ МОЖЕТ РАЗВЕРНУТЬСЯ СЕРЬЕЗНАЯ БОРЬБА КЛАНОВ
Леонид Ивашов
Большинство населения Узбекистана положительно воспринимает правление Ислама Каримова. Да, есть проблемы в экономике, безработица, многие вынуждены уезжать на заработки, в том числе в Россию. Но на политическом небосклоне страны более яркого и влиятельного человека, чем Ислам Абдуганиевич, просто нет. В лице Каримова граждане Узбекистана видят гарантию стабильности и безопасности. И то, что будет после его ухода с политической арены, зависит от рекомендаций самого Каримова. Если он выбрал преемника, то, скорее всего, большинство народа Узбекистана с этим выбором согласится. Если же Ислам Абдуганиевич никого не успеет рекомендовать и обеспечить ему поддержку, то может разгореться серьёзная борьба кланов.
Безусловно, сейчас активизируются игроки, имеющие свои интересы в Узбекистане. Прежде всего, это США. Мы помним недавнее турне Джона Керри по странам Центральной Азии, где американцы фактически пытались создать некий антироссийский блок. Американцы сейчас задействуют своих агентов влияния, дабы обеспечить проамериканский курс. Анкара имела сильное присутствие в Узбекистане, тоже будет играть на этом поле. Не будем забывать про Китай, который всё плотнее входит в Центральную Азию. Наконец, Казахстан подключится, и Россия не останется в стороне.
Хороший исход — если окружение Каримова, парламент страны выдвинут согласованную кандидатуру. Но в любом случае, как я полагаю, произойдёт изменение политического курса. Прежде всего, однозначно будет корректировка курса по отношению к Казахстану, Таджикистану, Кыргызстану, Туркменистану. Потому что на фоне нового лидера Узбекистана и Назарбаев, и Рахмон будут старожилами. Новому узбекскому лидеру придётся выстраивать отношения, потому что того авторитета, который был у Каримова, для ведения равноправных переговоров, для обеспечения национальных интересов, у него не будет.
Возникают и внешнеполитические вопросы: как поведёт себя Узбекистан по линии Ташкент-Москва, в отношении Евразийского экономического союза, ОДКБ, из которого Узбекистан вышел несколько лет назад. Ислам Абдуганиевич обеспечивал некую равноудалённость и от Москвы, и от Астаны, и от Анкары, и от Европы. Удастся ли новому президенту это обеспечить? Есть надежда на вступление Ташкента в ЕвразЭС, и на углубление отношений между Россией и Узбекистаном. Такой вектор тоже вероятен.