ЯПОНИЯ НАМЕКАЕТ НА СОТРУДНИЧЕСТВО, РОССИЯ МЕДЛИТ
Валерий Коровин
Япония — прекрасная страна. Японцы трудолюбивый, консервативный, традиционный народ евразийский по своей геополитической сущности и абсолютно комплементарный русским: понимающий нас, а мы в свою очередь прекрасно понимаем японцев и могли бы с ними взаимодействовать по всем направлениям. Единственная проблема, которая препятствует нашему сближению: Япония с сентября 1945 года находится под американской оккупацией. Эта оккупация, по сути, растоптала японскую самобытность, подавила японскую суверенную волю, подчинив государственность японцев американским интересам. С момента, как США осуществили варварские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, ничего принципиально не изменилось. Любая инициатива японских властей, направленная на сближение с Россией, тут же останавливается окриком из Вашингтона и блокируется оккупационными властями. Поэтому при всём желании, при всей взаимной благожелательности и устремлённости к сотрудничеству между Россией и Японии, ничего из серьёзных, стратегических вопросов не может быть реализовано, в силу того, что Япония не принадлежит сама себе, а вынуждена исполнять волю Вашингтона.
Главным подводным камнем в российско-японских отношениях является американский фактор, который пока что никак не преодолён. Американская диктатура подкрепляется военными базами, которые понатыканы на японских островах. Ни одна проблема — Курилы, мирный договор, полноценное экономическое взаимодействие не могут быть решены в виду обстоятельства непреодолимой силы – американского диктата. Можно сколько угодно улыбаться, искать компромиссы или как-то активизировать наши отношения, но даже в торгово-экономической сфере, казалось бы, предельно открытой, всё упирается в стратегическую неразрешимость российско-японских отношений.
Поэтому задача России заключается в просвещении японской стороны: Япония, как древняя цивилизация с многовековой историей суверенного существования, должна решить главный и принципиальный вопрос и освободиться от американской оккупации. И тогда все вопросы, накопившиеся с момента окончания Второй мировой войны, будут решены практически пакетом. И это кардинальным образом изменит ситуацию в дальневосточном регионе.
Нынешние же шаги Токио для улучшения двусторонних отношений можно воспринимать как японский ритуал, сродни чайной церемонии или одевания гейши. Скорее это носит символический, но не системный характер. Японцы могут подарить самурайский меч, сделать сто поклонов или красиво обставить церемонию встречи главы российского внешнеполитического ведомства, но принципиально это не повлияет на российско-японские отношения. Эти шаги подчёркивают устремление Японии к налаживанию отношений с Россией и понимание, что без этого Япония не сможет полноценно развивать свои позиции в регионе. По сути, мы видим тайный знак в адрес России, что Япония хотела бы, но не может. Это немой вопль японской стороны, гласящий, что Япония просит помощи, передаёт сигнал SOS. Но передаёт она его молча, взглядом, моргая и подмигивая, не в силах артикулировать это прямым образом. Япония опасается того, что американский надзиратель одёрнет или в очередной раз ударит плетью по спине. В таком режиме и «развиваются», российско-японские отношения. Россия, конечно, могла бы помочь Японии освободиться от американской оккупации, но для этого наша сторона должна реализовать сильный геополитический курс. А на данный момент Россия только сосредотачивается.