Социалпапизм?

20 марта 13:30

Сергей Черняховский

доктор политических наук

Политика Папы Франциска может привести к неожиданному по своему содержанию обновлению Ватикана.

Все комментаторы отметили, что новый Епископ Римский принадлежит к Ордену Иезуитов. И все упомянули, что подобное произошло впервые. Но не больше. А ведь особый статус Ордена хоть до сих пор и не запрещал, но и, по умолчанию, не предполагал подобного.

В том, что иезуит сегодня стал Папой, есть минимум три момента, заслуживающие совершенно особого внимания.

Первый – опять же, то, чем всегда был Орден. Дело в данном случае даже не в том, что Игнатий Лойола создал его для отражения наступления Реформации, и что он всегда выступал со вполне определённых достаточно жёстких традиционалистских позиций. Причём оправленных не в патриархально-традиционалистское добродушие, а имевших известный внятный принцип: «Цель (торжество Господа Иисуса) оправдывает любые средства». Не любая цель – любые средства, как это трактуется в обиходе, а Эта Цель – любые средства.

Дело в том, что кроме трёх традиционных для тех или иных католических орденов обетов (бедности, послушания и целомудрия) иезуиты принимали особый: «послушания Папе» в соединении с их лозунгом: «К вящей славе Господней», гибкой религиозной моралью, жёсткой дисциплиной и признанием допустимости любых средств. Это, по сути, делало их личной тайной гвардией Папского Престола. Своего рода особой спецслужбой, не уступавшей ведущим спецслужбам мира ни в профессионализме, ни в жестокости, ни в изощрённости.

Сегодня вообще возникает некий «казус соподчинения»: член ордена Бергольо обязан безмолвно подчиняться Генералу Ордена Адольфо Николасу. Каждый член ордена, включая генерала Николаса, обязан быть послушным папе Франциску, до избрания – епископу Бергольо.

Орден Иезуитов всегда с момента своего основания был «Щитом и Мечом» «Веры и Римского Престола». Иезуит на троне папы – это в привычной нам аналогии – чекист в кресле Генерального Секретаря ЦК КПСС.

Второй заслуживающий внимания момент. Для современного наблюдателя орден иезуитов – некая деталь историко-приключенческих романов. Что он делает сегодня – знают только те, кто за этим по каким-то причинам следит. Орден – не политическая партия, ведущая публичный образ жизни, и даже не Римский Престол с его озвучиваемыми декларациями, посланиями, представительствами и визитами. Члены ордена не живут в монастырях, точнее – имеют право в них не жить. Они имеют право вести светский образ жизни. Они никогда не демонстрируют свою принадлежность. Они не читают проповеди. Они ведут политическую борьбу, не афишируя свою деятельность, во имя своих целей.

И они обычно не создают поводов для публичных новостей. В отличие от современных террористов, когда они что-то совершают, они не объявляют о том, что они это совершили. И все вокруг могут так и не догадываться, что произошедшее – результат именно их деятельности.

Три десятилетия назад, однако, они оказались в центре публичного внимания. Впервые в истории Генерал Ордена формально добровольно ушёл в отставку при жизни. Это был Педро Аруппе, возглавлявший Орден с 1965 года. Формально принято говорить, что в 1981 году он подал в отставку после пережитого инсульта, когда у него отнялась половина тела.

Но всё было сложнее. И с формальной, и с содержательной точки зрения. С формальной – потому, что, не дожидаясь принятия его отставки Генеральной Конгрегацией ордена, тогдашний Римский Папа назначил исполняющего обязанности Генерала Ордена. Что было расценено Орденом как недопустимое вмешательство в его дела. Назначение, по сути, было отвергнуто, и только в 1983 году Генеральная Конгрегация приняла отставку своего генерала и избрала нового – католика армянского обряда с армянскими корнями (Петера Ханса Кольвенбаха), который тоже ушёл добровольно, но только в 2008 году, выполнив обещание уйти по достижении 80-летнего возраста и передав пост нынешнему Адольфо Николасу.

Содержательно же всё было ещё сложнее. Хотя общественное сознание привыкло воспринимать иезуитов как представителей откровенной реакции, ко второй половине ХХ века они от этого образа чрезвычайно отличались. Поскольку для них важна была «Слава Божия», а цели для её торжества имели второстепенное значение, и поскольку презрение к богатству было одним из их обетов, к этому времени они стали явно тяготеть к «теологии освобождения» – доминирующему в Латинской Америке течению, среди прочих особенностей имевшему явное тяготение к идеям социализма и сформировавшемуся под влиянием латино-американских марксистов.

Иезуиты считали вполне разумным отказ от частной собственности и создание общества, основанного на освобождённом коллективном труде, к чему тяготел и Генерал Аруппе, не только близкий по взглядам Иоанну XXII, но по воле случая переживший в Японии американскую атомную бомбардировку и соответственно относившийся к США. На папском престоле был Войтыла, Иоанн-Павел II, антикоммунист и антисоциалист и на тот момент – союзник США, считавший частную собственность непреходящей ценностью.

По существу Генерал и Папа были антиподами. Последнему тогда удалось добиться ухода первого, иезуиты потерпели поражение. Но своего ставленника Папа провести на пост Генерала не смог.

Что у них были за отношения за все прошедшие годы – это на уровне тайн ордена и Папской курии. Иногда такие вещи остаются в тайне сотни лет. Во всяком случае известно, что Иоанн-Павел II умер после тяжёлых болезней в 2005 году, и после его смерти Генерал Кольвенбах, испросив благословение у нового Папы Бенедикта, с чистой совестью ушёл в отставку. Иезуиты вообще считают, что спешка не красит «Слугу Господа».

Сегодня их представитель сам занял престол Папы. Значит ли это, что они взяли реванш, знают только они. Иезуиты никогда не хвастают своими победами.

И третий важный момент, о котором уже отчасти говорилось, во второй половине ХХ века Орден Иезуитов оказался самой социалистически-ориентированной или одной из таковых структур современного католичества. Правда, пишут, что Бергольо некогда заблаговременно отмежевался от «теологии освобождения». Но достоверно известно, что он никогда не отрекался ни от принципа уважения бедности, отрицания ценности обогащения, ни от Латинской Америки. Где католичество и народы имеют тяготение к социализму и к тому же не очень любят Северную Америку.

Хотя, конечно, практика – критерий истины.

Файл-РФ 20.03.2013

ПОДЕЛИТЬСЯ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...