Стало ослепительно ясно, что Молдова расколота на два враждующих лагеря, которые искренне ненавидят друг друга. И что французский психолог Гюстав Лебон был прав: любой народ можно превратить сначала в толпу, потом в стадо, готовое поклоняться фанатичному идолу.
Толпа — иррациональна, поэтому самые ужасные вещи, названные благозвучными словами (братство, равенство, демократия), принимаются ею с благоговением.
Человек без лица
Эти выборы доказали, что необязательно иметь партийные структуры, встречаться с людьми, предлагать программы и видения, ходить на дебаты. Тебя может не знать большинство избирателей. Тем не менее благодаря СМИ, НПО, аналитикам, социальным сетям, технологиям, массовой истерии и за три-четыре недели даже из пустого места можно сделать Национального Лидера.
Благодаря нагнетанию страхов и массового психоза с легкостью можно доказать, что представитель власти — это на самом деле борец с властью, что погрязший в коррупции чиновник — это святой бессребреник.
Ещё один тревожный звоночек прозвучал о том, что воля народа превращается в фарс. Лидеры правого фланга (и, увы, не только на Украине, в Грузии и в Сербии) стали носителями идеи: побеждает не тот, кто набирает больше голосов, а тот, кто может силой навязать свой выбор остальным.
И, честно говоря, это пугает.
Так, если мало кому известная Санду за пару недель «выросла» до 47%, что будет через пару лет, когда технологии оболванивания достигнут совершенства, — и представить трудно.
Эффект бумеранга
Санду поддержал весь правящий альянс, все олигархи, все правые оппозиционные партии. В её пользу снялись с выборов Нэстасе и Лупу, даже если ни первый ни второй явно этого не желали. Их просто сломали через колено евробюрократы и Госдеп.
Впервые за всю историю страны председатель Европейской народной партии не просто поддержал электорального кандидата! Он открыто потребовал от участников гонки сняться в пользу Майи Санду! Это было прямое вмешательство в электоральный процесс, демонстративное пренебрежение суверенитетом страны и, что скрывать, — хамское отношение к политической элите и избирателям. У многих граждан возникло законное опасение: если во время выборов ломают кандидатов, что же будет после?!
За неё агитировали все молдавские НПО, большинство СМИ, большинство аналитиков, политологов и европейских депутатов. Граждан пугали Донбассом, закрытием границ, лишением виз, потерей помощи от ЕС и даже чумой — если будет избран Додон!
Но, видимо, переборщили. Сработал эффект бумеранга, как и в США.
Истерия команды Санду вызывала глубокое отторжение у молдавских избирателей. Все почувствовали, что эту кандидатуру навязывают, что избирателей считают безмозглым стадом, которое достаточно припугнуть, чтобы получить голоса.
Отторжение вызвало и то высокомерие, с которым Санду относилась к оппонентам, союзникам и даже к собственным избирателям.
Все, наверное, помнят, как Санду с презрением назвала Нэстасе женоненавистником. Она просто была уверена, что Нэстасе загонят в стойло, заставят сняться с предвыборной гонки в её пользу. И Нэстасе никуда не делся — снялся как миленький.
Снялся в пользу той Санду, которую сам же считал и, видимо, в глубине души продолжает считать кандидатом Плахотнюка. Но мнение Нэстасе не интересовало никого — ни Санду, ни тем более Госдеп.
Потом Майя Григорьевна по-хамски ответила на решение Лупу отказаться от участия в выборах в её пользу. Дескать, мне не нужна поддержка коррумпированных политиков! Мне нужны только их голоса!
Но буквально через пару дней Майя Григорьевна надменно потребовала и от Гимпу последовать примеру Лупу!
Вся страна была шокирована и когда Санду отказалась пожать руку своему оппоненту –Игорю Додону. И вот после такого пещерного бескультурья называть себя европейским политиком?!
В Молдове повторился один в один сценарий с выборами в США. Ведь в случае Дональда Трампа элита, Голливуд, крупный бизнес и даже Республиканская партия — все объединились против! Все эти господа выли, истерили, пугали, угрожали….
Не помогло. Трамп победил.
Почему не вышло?
На проигрыш Санду повлияло много факторов. Ливиу Вовк, один из лидеров Платформы DA, утверждал, что она больше находилась в «Фейсбуке», чем на встречах с гражданами, Мариан Лупу увидел в ней брезгливое высокомерие, Андрей Нэстасе тешил себя мыслью о фальсификациях.
Но при трезвом анализе понимаешь, что Санду была обречена на провал.
Во-первых, Майя Григорьевна — представитель Альянса. Того Альянса, который 7 лет грабил страну, унижал народ. Конечно, часть электората поверила в то, что Санду, будучи представителем Альянса, борется с ним. Поверить этому бреду могли, конечно, многие, но не большинство.
Во-вторых, Санду поддержали все олигархи. И если Стурза, Филат и Лучинский полюбили Майю Григорьевну добровольно, то Цопу и Плахотнюка сломали через колено. Вот почему Виктор Цопа снял Андрея Нэстасе с гонки, а Владимир Плахотнюк заставил Мариана Лупу отказаться от мечты всей своей жизни.
Видимо, граждане осознали, что за спиной Санду маячит тень Филата, а за спиной Филата торчит рука Петра Лучинского. Того Лучинского, который всю страну «обул»… в калоши…
В-третьих, все понимали, что Санду — «варяг», наёмник Госдепа и Всемирного банка. А варягу наплевать на граждан страны. Как было наплевать и всем известному Михаилу Саакашвили, стипендиату Госдепартамента США, который окончил Колумбийский университет. Став президентом, развязал в 2008 войну. Потом сбежал…
Санду разоблачил и выдал с потрохами жёлтый шарфик «майдана», который она надела аккурат во втором туре. А что бывает после «майдана» — все уже знают. Война и нищета. В принципе, варяги приходят лишь с одной задачей — воевать против России. Потом они убегают. А граждане — остаются….
В-четвёртых, Санду поддержали все унионисты, а Додона — государственники. С ней под ручку ходил Бэсеску, утверждающий, что молдаване и сама Молдова — недоразумение. Её открыто поддерживали генерал Косташ, Нантой, Гимпу, Шалару, для которых понятие «независимая Молдова» и «молдаване» являются ругательными. Как и понятие «Россия», впрочем. Что делали все эти господа в начале 90-х, многие помнят. На что они готовы были сегодня — одному Богу и Госдепу известно.
В-пятых, Санду ничего внятного так и не предложила. Не было у неё ни команды, ни видения, ни экономической программы.
А что она могла предложить, когда либеральная идея и кандидаты дискредитированы не только в Молдове, но и во многих странах мира. Либералы проиграли в США, в Болгарии, теряют позиции во Франции и в Италии, туманны их перспективы и в Германии.
Вот почему многие граждане так и не поняли, что же предлагает Санду… Вступление в НАТО? Так после «пятидневной войны» расширение НАТО на восток остановилось. Да и сама Санду тщательно избегала ответа на этот вопрос.
Унирю? Так и здесь Санду юлила. Может, она обещала европейские инвестиции? На самом деле инвестиции в 2009 – 2015 годах были в среднем 200 миллионов долларов в год! Разве это инвестиции? Кстати, в 2008 году внешние прямые инвестиции составили более 700 млн долларов.
На самом деле Санду избегала геополитического месседжа, хотя и продвигала идею о необходимости продолжения правильной «европейской интеграции». Посыл был до неприличия прост: есть «плохие» проевропейцы и есть «хорошие». Есть плохая евроинтеграция и есть правильная. И 47% граждан поверили в эту сказку. Но надо признать, что в Молдове ей поверили только 38%. Остальные 10% дала диаспора.
Но сказка с былью мало общего имеет. Нравится нам или нет, но ни одна страна СНГ не вступила в ЕС. И ЕС никогда не давал Молдове такого обещания. Мы нужны Европе лишь в качестве буферной зоны против России. Поэтому нас включили в Восточное партнёрство.
Шестой мотив — проигрыш команды Хиллари Клинтон на выборах в США и провал её надежд в Болгарии. Он ослабил накал и давление, расстроил и лишил мотивации правых. Фактически команда Санду лишилась серьёзной поддержки и денег, которые были направлены на дестабилизацию ситуации в США.
Кампания лжи
Всю свою кампанию Санду построила на лжи. И её постоянно ловили на ней. Однако и после выборов Санду продолжает лгать. Мол, участков и бюллетеней не хватило за рубежом, не все могли проголосовать! Но почему-то на выборах 2014 она не возмущалась количеством участков, которых было 95. При этом только 5 — в России. Но такое количество участков появилось благодаря решениям ЛП, ДПМ и ЛДПМ как раз в те времена, когда Майя Санду была министром. И количество бюллетеней на одном участке — 3000 единиц — также было установлено законопроектом Валерия Мунтяну и Юрия Немеренко (ЛПМ), то есть партнёров ЛДПМ и ДПМ.
Не поддержала она ПСРМ и 6 сентября 2016. Тогда Игорь Додон потребовал открыть дополнительные избирательные участки как на Западе, так и на Востоке. Не возмущалась она и в первом туре. Зато возмущается во втором, когда проиграла….
Лицемерие её команды поражает: в России только 2% молдавских граждан имели право голосовать (8 участков, 24 тысяч бюллетеней). На Западе — около 80% молдаван могли голосовать (80 участков в ЕС, 240 тысяч бюллетеней). Мы уже говорили ранее, что из 240тысяч бюллетеней в ЕС только 120 тысяч проголосовали. Осталось ещё около 120 тысяч бюллетеней!
Теперь вы понимаете, как относятся правые к гражданам своей страны?
Нам непонятна и юридическая база коннотаций со стороны. И Верховный суд (2014, ноябрь), и Конституционный суд (2015, июнь) на обращение ПСРМ заявили, что государство не обязано открывать дополнительные участки за рубежом.
И вот после всего этого госпожа Санду имеет наглость возмущаться!
Что тут скажешь? Пускай возмущается…
Цырдя Богдан Кайдарович, председатель Изборского клуба в Молдове, депутат Парламента РМ, политолог.