Место ли «Тиграм» на Параде Победы?
Участие «Тигров» на Параде Победы в год 70-летия Курской битвы — привычная для современной России казуальная неувязка, но дискуссии на эту тему способствуют формированию патриотических настроений в обществе
Месяц остается до, без преувеличения, самого главного праздника России — Дня Победы — праздника победы народа Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Стало уже традицией, что великий праздник оказывается в центре медийных кампаний того или иного размаха, равно как и различных дискурсов — какие-то из них просчитаны, стандартны и казенны, другие — спонтанны, неорганизованны, зато искренни, ибо зачинаются не по указке сверху. Последних пока еще не так много, но именно они важнее всего, ибо демонстрируют реальное положение дел в российском обществе.
Нельзя игнорировать даже мелочи, такие как сходство названия новой военной единицы российской армии с известным немецким танком времен Великой Отечественной войны, ибо из мелочей складывается миропонимание всего общества.
Письмо москвича Дмитрия Синицына к Александру Проханову и Изборскому клубу,
Возмущение двадцатичетырехлетнего «среднестатистического», как он сам себе определил, москвича вызвал тот факт, что «вот уже два года как в День Победы в парадном строю по Красной площади идут "Тигры"», — отечественные бронеавтомобили ГАЗ «Тигр». «Как же можно было назвать именем смертоносной машины, унесшей бесчисленное количество жизней наших дедов и прадедов, современную боевую единицу Российской армии? Неужели авторами этого броского названия уже позабыта Курская битва? Или этот маркетинговый ход выше чувств ветеранов и их потомков? Считаю это просто кощунством, неуважением и предательством нашей великой истории и солдат Великой Отечественной, о трепетном отношении к которым мы так много говорим», — возмущенно написал Дмитрий Синицин в письме к главному редактору газеты «Завтра».
Изборский клуб решил предоставить площадку для дискуссии по теме, поднятой в письме, которая и состоялась 4 апреля 2013 года в центральном офисе Клуба. Вел слушания исполнительный секретарь Изборского клуба философ и писатель Виталий Аверьянов. Первый из выступивших — автор письма — сказал о том, что нельзя игнорировать даже мелочи, такие как сходство названия новой военно-транспортной единицы российской армии с известным немецким танком времен Великой Отечественной войны. Из мелочей складывается миропонимание всего общества. А только общество с правильным миропониманием может стать опорой сильного государства.
Кинодокументалист Роман Газенко, автор более 40 историко-просветительских фильмов, в том числе фильма о битве на Курской дуге, поддержал важность этой темы. Он обратил внимание на факты технической несостоятельности броневой машины «Тигр», которая, по отзывам Пентагона, не представляет военной опасности для Соединенных Штатов (такой отзыв, по данным Газенко, был получен Конгрессом США в связи с предложением поставить на российские «Тигры» двигатели американского производства). Также Газенко указал на то, что согласно ФЗ-94 о Госзакупках, вся информация о тендере новой боевой техники должна была быть открытой, а «Тигр» выбрали, по сути, не считаясь с общественным мнением.
Продолживший дискуссию изборец, известный писатель Максим Калашников указал на то, что, так как наше чиновничество воспитано на эстетической привлекательности фашизма и заражено неолиберальной идеологией, скорее всего никто даже не задумался о выборе названия и его кощунственном звучании для многих советских людей. Кроме того, сильные армии в выборе новейших образцов вооружения ориентируются в первую очередь на военную доктрину, а у нас, к сожалению, адекватной военной доктрины нет. Отсутствует концепция войны и новая техника принимается на вооружение спонтанно.
Авторитетный в военных кругах эксперт, генерал-майор Сергей Канчуков, один из главных разработчиков доклада Изборского клуба по армейской реформе, лишь отчасти согласился с выступавшими до него экспертами. Он поддержал идею продолжить работу над концепцией будущей войны, под которую должна быть создана специальная концепция необходимой России военной техники. Кроме того, Канчуков считает, что Изборский клуб мог бы обсуждать и темы, связанные с символическими и организационными аспектами празднования Великой Победы и просветительской деятельности среди молодежи.
Однако, по его мнению, машина «Тигр» хорошо справляется со своими основными задачами — в первую очередь, быстрой переброски небольших групп личного состава во время проведения спецопераций. Что касается названия, то, как выразился Канчуков, амурский тигр — красивое русское животное, а сходство с названием немецкого танка допустимо, так как наша страна победила в той войне и не связана комплексами перед побежденными.
Амурский тигр — красивое русское животное, а сходство с названием немецкого танка допустимо, так как наша страна победила в той войне и не связана комплексами перед побежденными.
Ведущий круглого стола Виталий Аверьянов указал, что, тем не менее, трудно представить, чтобы такое название могли бы дать новой единице боевой техники в советское время, поскольку тогда чутко относились к символическим ассоциациям с войной. То, что при наименовании военной техники нужно более бережно относиться к исторической памяти народа, заявили другие выступающие: приднестровский дипломат Владимир Ястребчак, один из руководителей молодежного направления Всемирного Русского Народного Собора, ветеран войск спецназа Тарас Слоквенко и др. Представитель Общественной Палаты РФ Георгий Федоров выразил свое одобрение в связи с началом подобных дискуссий и предложил в дальнейшем развивать сотрудничество Изборского Клуба и Общественной Палаты.
Гендиректор телеканала «Спас» Борис Костенко остановился на проблеме информационной войны и информационной безопасности, подчеркнув, что тема «Тигров» на параде Победы в год 70-летия Курской битвы — тема яркая, привлекающая внимание. С ее помощью можно взрывать сложившиеся стереотипы. И это нужно использовать, чтобы напомнить обществу о славе русского оружия и поддерживать положительные изменения, которые происходят в Вооруженных силах после ухода министра Сердюкова.
Среди выступавших звучали вопросы в адрес военного руководства страны и руководства ВПК, предложения дать «Тиграм» более соответствующее в контексте современной отечественной культуры наименование. Участники договорились продолжить серию экспертных слушаний, посвященных поддержанию в народе менталитета победителей, борьбе с духовной «неовласовщиной», выработке безошибочных концептуальных решений, которые позволят власти и армии лучше готовиться к защите суверенитета и интересов страны.
Справка. ГАЗ-2330 «Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Непосредственным заказчиком транспортного средства выступала фирма Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Конечным заказчиком являлась компания King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) короля Иордании Абдулы II. Главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автозавода (ОАО «ГАЗ») ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ). Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку «Тигра» так и не был подписан, однако в Иордании в Аль Дулайле совместное арабо-иорданское предприятие Advanced Industries of Arabia начала с июня 2005 года производство идентичных бронеавтомобилей Nimr в различных исполнениях. Так у ГАЗа остался задел — разработанный и готовый к серийному производству автомобиль. На ГАЗе были собраны несколько автомобилей второй серии — с иной внешностью и интерьером. Именно они под названием ГАЗ-233034 «Тигр» были представлены на МIMS-2002. После того, как в конце того же года два опытных образца автомобиля поступили в московский СОБР в опытную эксплуатацию, машиной заинтересовалось руководство МВД РФ и выступило заказчиком «Тигров». Серийное производство автомобилей «Тигр» было организовано на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), где осуществляется и по сегодняшний день. На Горьковском автозаводе автомобили «Тигр» больше не выпускаются.