Взлёт народа Божия

Согласно последней переписи, православными в России считают себя примерно 75% взрослого населения. Количество мусульман стабильно держится на уровне 6–8%. На все остальные конфессии и религии (включая инославие, иудаизм, буддизм и разные секты) приходится чуть больше 1%. Отсюда следует неоспоримый вывод: православие было и остаётся духовной осью, становым хребтом нашей нации и государства. Соответственно, любые попытки опровергнуть, заслонить или извратить этот факт представляют собой, по сути, посягательство на самые основы нации и государства.

Характерно, что либеральная пропаганда всячески затемняет вопрос о реальной численности, структуре и в особенности динамике роста народа Божия. Факт этот показателен сам посебе – он характеризует либерализм как разновидность нигилизма, отрицания Бытия Божия и богоборчества. Между тем очевидно: интенсивный рост количества православных верующих в России за последние 20–25 лет представляет собой явление, равное которому трудно найти вовсемирной истории.

Либералам выгодно поддерживать в массовом сознании миф о том, что истинно верующих и воцерковленных людей в России по пальцам перечесть – от силы 2–3%, и эта группа, дескать, не растёт, а стагнирует где-то на обочине национальной жизни… Да и представлена она в основном «бабушками в платочках». Крестные ходы проходят по всей стране. Они собирают сотни тысяч верующих.Но для телевидения, в том числе и государственных каналов, это «неформат». И, наоборот, празднования всевозможных курбан-байрамов широко освещаются СМИ, как бы подчёркивая: смотрите, сколько среди мусульман молодых и здоровых верующих мужчин! Не то что у православных!

Тактика эта не нова, но действенна: разделяй и властвуй. Она позволяет, с одной стороны, отбить охоту к воцерковлению у тех, кто пока ещё далёк от храма (таковым внушается, что вера-де – это занятие отсталого и маргинального меньшинства), а с другой – посеять уныние в рядах уже самого церковного народа, и мы невольно начинаем верить, что нас мало и мы слабы. Показательно: за последнее десятилетие в России не было проведено ни одного серьёзного статистического обследования религиозности населения. Что же касается обычных социологических опросов, кои ежегодно проводятся сотнями, то этот «аспект» жизни социума намеренно не выводится на первый исследовательский план. Между тем, узкоцелевые социологические исследования показывают, что ситуация с православием в России коренным образом отличается от той «картинки», которую нам навязывает официальная статистика, и, следовательно, у либералов действительно есть серьёзные основания для беспокойства и лжи.

С конца 80-х годов, сразу после краха коммунистической системы и отмены драконовских антицерковных законов, в России начался бурный количественный и качественный рост православного общества. В 1989 году, согласно опросам ВЦИОМ, православные совокупно составляли не более 25% от взрослого населения страны – против 40% атеистов. При этом активно воцерковленное ядро в тот период действительно не превышало 2%. (Эту-то «исходную» цифру, очевидно, и пытается «вморозить» в общественное сознание либеральная пропаганда).

Сегодня картина диаметрально изменилась. Количество неверующих у нас сократилось в три – четыре раза – с 40 до 10–13 %, а удельный вес православных, напротив, возрос с 25 до 75%, то есть примерно в той же прогрессии. Это ли не ярчайшее свидетельство тому, что Россия отторгла навязанный ей Западом либеральный «духовно-культурный имплант». Более того, первоначально пассивное сопротивление нигилизмуна рубеже двух тысячелетий сменилось мощным церковным подъёмом, берущим свои начала, по-видимому, где-то в глубинах Святой Руси. Поразительная и поистине чудесная перемена! Именно на этой духовной основе после векового безвременья и смуты надлежит возродиться в былой славе и величии государству Российскому!

В то же время опросы показывают: период экстенсивного роста Церкви практически завершился. С учётом нехристианской части населения, а также «вечно неверующих» доля православных в составе российского населения вплотную приблизилась к своему высшему, 80-процентному «потолку». Это факт, и в нём, разумеется, нет ничего страшного. Он лишь означает, что исчерпавшему себя экстенсивному подъёму Церкви пора смениться качественными сдвигами в составе и структуре церковного общества – народа Божия.

И этому сдвигу уже есть первые зримые свидетельства. За двадцать лет, начиная с 90-х годов прошлого столетия, численность активно воцерковленных россиян выросла как минимум в шесть раз – с 2% в 1989 году до 12 % в 2009 году. Характерно, что этот показатель напрямую связан с увеличением числа церковных приходов: с 6 тысяч (5 млн прихожан) в конце 80-х годов до примерно 25 тысяч (25 млн прихожан) к 2010 году. Стремительный подъём православия в России сопровождался не только положительными, но и отрицательными явлениями. Выйдя из длительного подполья, не вполне окрепшая РПЦ сразу и жёстко столкнулась, с одной стороны, с натиском нигилизма, возведённого в ранг государственной политики (при внешнем лукавом попечении о Церкви), а с другой – с внутренними болезнями, неизбежными издержками того же стремительного роста. Здесь всё одинаково важно и болезненно: и нехватка священников-пастырей, и рецидивы командно-административного администрирования, принёсшие столько бед дореволюционной Церкви, и нехватка навыка противостояния иностранным и доморощенным ересям и, наконец, общее состояние новоначальности у подавляющей части духовенства и мирян. Плотное и прочное ядро нашей Церкви в лице убеждённых православных, сердцем живущих по Христу, относительно невелико до сих пор. Это всего 12% от взрослого населения страны, или одна седьмая от тех, кто считает себя православными. Много это или мало? Думается, что такой разрыв между теми, кто уже не мыслит себя вне храма, и теми, кто, тяготея к вере, пока ещё топчется за церковной оградой, указывает (с учётом, конечно,отмеченной выше общей положительной динамики) не столько на слабость Церкви, сколько на её громадный скрытый потенциал. Он особенно убедителен на фоне безнадёжного кризиса и распада «старых» светских идеологий и партий. В известной мере судить о действительной, хотя и скрытой, мощи народа Божия мы можем по событиям осени 2011 года. Тогда, презрев непогоду и долгое стояние в очередях, поклониться поясу Пресвятой Богородицы в Москве и других городах России пришли от полутора до трёх миллионов человек. Едва ли какая-то политическая сила России, включая и правящую партию, смогла бы вывести в ноябрьскую стужу такое количество сторонников.

Александр Нотин

Переправа, 10.04.2013

Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...