С научной точки зрения, Беловежские соглашения — это безответственная авантюра, в последствиях которой не все отдавали себе отчёт, и предельно параноидальное поведение Горбачёва, потому что в любой уважающей себя стране три губернатора, собравшиеся с такими намерениями, к вечеру в кандалах были бы доставлены в службу безопасности.

С точки зрения некоего общеполитического анализа, это явное проявление и деградации элит, и результат бегства элит от Горбачёва, потому что главная пружина центробежных действий элит союзных республик – попытка осознания того, что тобой управляет невменяемый человек, поступки которого очень сложно предсказать, и попытка спрятаться от этого. Для России, в большей степени, для окружения Ельцина, авантюрно-тщеславное желание не иметь над собой власти, самим стать главными — вроде союзной власти нельзя взять, а тут и так многое достанется. Кстати, насколько я знаю, единственный, кто как-то возражал в Беловежье против радикальных решений – это именно Ельцин, который не очень уверенно, но говорил – а может подумаем, может быть, попробуем сохранить Союз…

Дальше – от полумиллиона до миллиона непосредственных жертв вооружённых конфликтов следствие распада СССР, порядка 170 национально-территориальных притязаний на те или иные границы внутри Советского Союза. По СНГ — то, что хотели сделать Ельцин, Шушкевич и Кравчук, было поприличнее того, что получилось, потому что они хотели оставить единые вооружённые силы, общую валюту. Но вмешательство лидеров других республик, тоже решивших в этих условиях вписаться в процесс, привело к значительно более бесформенному соглашению. В общем, безответственность, с одной стороны, и дебилизм с другой. Масштабная преступная авантюра.

Но хочу обратить внимание на один момент. Россия (Российская Федерация, РСФСР) не принимала документов о выходе из состава Советского Союза, не ратифицировала Беловежские соглашения. Хотя Россия и стояла у истоков распада, приняла декларацию о государственном суверенитете, но это не выход. Никаких юридических документов, принятых конституционными органами России, о выходе из состава СССР — нет, в отличие от остальных республик. Так что с чисто юридической точки зрения Россия — республика в составе СССР. Одна на сегодняшний день.

ИсточникЗавтра
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...