В США продолжается кампания, которую ведут против Дональда Трампа многочисленные и разных сортов сторонники Хиллари Клинтон, призывающие выборщиков 19 декабря проголосовать против избранного 45-го президента, тем самым «реализовав волю большинства американских избирателей» — путём фактического отказа от «архаичной», но сделавшей Америку сверхдержавой политической системы.

Из 29 необходимых для такого кульбита выборщиков пока своё согласие высказали только шестеро и, несмотря на все усилия масс-медиа не допустить «not my president» в Белый дом, Трамп не только завершает формирование своей команды, но и активно влияет на мировую политику, а через неё — и на экономику: американский фондовый рынок упрямо ползёт вверх, беря одну высоту за другой, а подвергнутые критике Трампа корпорации, наоборот, теряют свои позиции.

Особое место в словах и действиях Трампа занимает Китай. Когда избранный президент США 3 декабря принял по телефону поздравления от президента Тайваня Цай Инвэнь, что стало первым за 30 лет прямым контактом лидеров двух стран, многие комментаторы преподнесли это как досадную ошибку и следствие «политической неопытности» нью-йоркского миллиардера, который якобы «не разбирается в тонкостях международной дипломатии». Буквально через несколько дней после этого Трамп доказал, что в этих самых «тонкостях» разбирается не хуже своих критиков, в интервью телеканалу «Фокс Ньюс» заявив буквально следующее: «Я полностью понимаю политику «одного Китая», однако не понимаю, почему мы должны быть связаны политикой «одного Китая», пока не достигли с Китаем договорённостей, касающихся других вещей, включая торговлю».

Вопрос о Тайване является краеугольным для КНР, поскольку своими корнями уходит глубоко в историю и связан с многолетним противостоянием коммунистов Гоминьдану. После разгрома Японии, в результате более чем трёхлетней гражданской войны, КПК одержала победу, а остатки Гоминьдана во главе с генералиссимусом Чан Кайши скрылись на острове Тайвань под «зонтиком» американского военно-морского флота. С тех пор для Пекина вопрос «второго Китая» под политическим названием Республика Китай стал принципиальным политическим и конституционным вопросом, поскольку положение о единстве Китая зафиксировано в Конституции КНР, а любые контакты иностранных государств с Тайванем: политические, экономические и т.д. — рассматриваются как прямое вмешательство во внутренние дела Китая. В начале 70-х годов Вашингтону пришлось пойти на нормализацию отношений с КНР, следствием чего стало её признание на международном уровне с передачей Пекину места постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вето в 1971 году, а в 1979 году президент США Джимми Картер разорвал официальные дипломатические отношения с Китайской Республикой, хотя американские гарантии безопасности Тайваня остались в силе, и с тех пор все официальные лица США соблюдали такой статус-кво.

И вот Дональд Трамп его нарушил — причём подчёркнуто и в максимально жёсткой форме, тем самым нанеся Пекину мощный политический удар, в ответ на ноту протеста китайской стороны заявив о том, что никому не позволит диктовать условия своих контактов с кем бы то ни было. В ходе своей избирательной кампании Трамп постоянно критиковал КНР за «неравноправную» торговлю, обвиняя в занижении курса юаня и «закрытости» китайского рынка для американских товаров, обещая ввести заградительные импортные пошлины с целью добиться уступок от Пекина. Более того, Трамп и его окружение неоднократно называли КНР главным стратегическим соперником США. При этом Трамп всячески демонстрировал желание «договориться» с Путиным и Россией.

Случайность ли всё это? Нет, за словами и действиями Трампа стоит определённая долгосрочная и стратегическая схема, которую намерены реализовать США руками новой администрации. Эта стратегия направлена на то, чтобы любой ценой уничтожить российско-китайский стратегический союз, предложив России — через свою «агентуру влияния» в верхах российской власти — «мир, дружбу и жвачку». Так что всё это — тонкий дипломатический манёвр в духе «мастера» Генри Киссинджера, чтобы там ни говорили американские влиятельные СМИ и записные политические «ковёрные» вроде сенатора Джона Маккейна. Кремль, берегись данайцев, дары приносящих!

ИсточникЗавтра
Александр Нагорный
Нагорный Александр Алексеевич (1947-2020) ‑ видный отечественный политолог и публицист, один из ведущих экспертов по проблемам современных международных отношений и политической динамике в странах с переходной экономикой. Вице-президент Ассоциации политических экспертов и консультантов. Заместитель главного редактора газеты «Завтра». Постоянный член и заместитель председателя Изборского клуба. Подробнее...