Каждый человек, вступая в новый год, невольно обращает взор на себя, на семью и на то общество, в котором Господь дал ему возможность родиться и жить. В этих думах собирается и концентрируется весь ранее накопленный жизненный багаж, все чувственные ощущения прожитого года, мысли и образы, переносящие нас в год наступающий. Вольно или невольно, но так поступает каждый из нас, независимо от того, относит ли он себя к пишущей братии или просто плывет по бурному течению жизни… В этом смысле едва ли кто решится возражать, что 2017-й год – это год особенный. На нем сходятся и в нем выражаются предощущения не одного только минувшего 2016-го, но и целой исторической эпохи длиной в сто лет.
В истории есть своя метафизика и, если угодно, мистика. Столетия – это не просто круглая дата, но – в церковной традиции – число полноты, вмещающее в себя гигантские смыслы и действия Промысла Божьего. Не надо быть пророком, чтобы ощутить нагнетание исторической грозы на горизонтах России. Весь мир переживает глубокий кризис, излом, период турбулентности. Не минет чаша сия и нас, как бы ни старались иные штатные апологеты оправдать и предсказать грядущую разрядку между Россией и США.
Духовное зрение почти не обращает внимания на внешние звуки и декорации. Русофобия есть имманентное призвание англо-саксонского мира, и никакой Трамп, как бы экстравагантен и решителен он ни был, не сможет переломить этих вековых устоев. Кое-что поменяется. Россия, возможно, даже получит некоторую передышку. И наши партнеры постараются использовать нашу страну в качестве разменной монеты в своих разборках с матереющим Китаем.
Хотелось бы пожелать нашему руководству мудрости и осмотрительности перед лицом этих кажущихся послаблений и мнимых перспектив. Готовиться надо к худшему, а лучшее само придет.
Наступающий год есть также последняя ступень перед президентскими выборами-2018. И это тоже знаменательно. От него во многом зависит, с какой сбалансированностью и внутренней консолидацией режим Владимира Путина подойдет к, возможно, важнейшему рубежу в своей двадцатилетней истории. Сюда же, на этот же рубеж будут нацелены все огненные стрелы зримых и незримых врагов. Путин Западу как кость в горле. А созданная им «вертикаль», к великому сожалению, содержит в себе множественные социальные, экономические и этно-конфессиональные разрывы, которыми не преминет воспользоваться враг.
Остается открытым вопрос: что успеет, и успеет ли, сделать режим в оставшийся год с небольшим. Дисбаланс между нашими блистательными успехами во внешней политике и застоем во внутренних делах не просто очевиден – он чрезвычайно опасен. Стабильность власти не может и не должна держаться только на рейтинге одного человека. Малейшее изменение, и такая конструкция превратится в хаос. Боже упаси! Кремлю предстоит серьезно поработать, чтобы хотя бы отчасти загладить и ослабить эти прорехи и язвы.
Впрочем, просвещенный святоотеческой наукой читатель Переправы вместе с нами знает, что всё в руках Божьих. Что Его пути – не наши пути, что Промысел Его совершает историю широчайшими и разумнейшими штрихами, осознать которые нам не дано. Отсюда вывод: делать, что должно и будь, что будет. Мы вступаем в год столетия русских революций с великой надеждой на Творца и желанием хотя бы малыми своими силами посодействовать возрождению России.
Здоровья вам, дорогие братья и сестры, семейного благополучия, исполнения сокровенных желаний и чаяний, бодрости духа, а главное – твердой веры в Бога, Который – всё во всём.