30 января 1801 года русский Император Павел I обнародовал манифест о включении грузинского княжества Картли-Кахети в состав Российской империи.

Еще в 1783 году картли-кахетинский царь Ираклий Второй подписал Георгиевский трактат, по которому, сохраняя престол, передавал своё царство под протекторат Российской империи. Но потом было персидское вторжение и спустя некоторое время — русский ответ.

Тягостный эпизод с разорением иранцами Тбилиси, страшной резней, а затем дипломатические колебания русских в их дипломатической игре с османами, весьма омрачили для грузин их волеизъявления войти под защиту Русского Царя. Они вошли под защиту, но она оказалась не столь прочной…Однако новый картли-кахетинский царь Георгий XII снова в 1799 году, когда в Грузию вступают по-настоящему серьезные русские войска, возобновляет процесс стратегической интеграции православной Грузии в Российскую Империю.

Так, грузинский царь Георгий XII говорит, что «усердно желает с потомством своим, духовенством, вельможами и со всем подвластным ему народом однажды навсегда принять подданство Российской империи, обещаясь свято исполнять все то, что исполняют россияне».

И вот Император Павел I полностью одобряет проект объединения с Грузией и оглашает соответствующий Манифест. В Манифесте говорится:

«Сим объявляем императорским нашим словом, что по присоединении Царства Грузинского на вечные времена под державу нашу не только предоставлены и в целости будут \…\ все права, преимущества и собственность законно каждому принадлежащая, но что от сего времени каждое состояние народное вышеозначенных областей имеет пользоваться теми правами, вольностями, выгодами и преимуществами, каковыми древние подданные Российские по милости наших предков и Нашей наслаждаются под покровом Нашим».

Все, вроде, было просто отлично: великая православная держава оказывает поддержку маленькой православной Грузии, чтобы защитить ее от окружающих нехристианских врагов. Так и думали идеалисты обоих народов – русские паладины Империи и грузинские ревнители православия и древней идентичности, которой угрожали и турки, и персы.

Но в истории есть еще один пласт – прямо скажем, омерзительный. Он состоит из тупых, настырных, жадных, подлых и изворотливых себялюбцев, которые во всем ищут материальную выгоду. Они занимают места, которые им не по формату. Они рвутся на должности, которых совершенно недостойны. Они кричат и дают советы, когда ничтожность их кругозора и компетенции требовала долгого и сосредоточенного молчания. Это – внутренний враг Империи. Ловкие, агрессивные, юркие и, увы, часто бывающие убедительными, посредственности, арривисты и проходимцы. Их обычно считают людьми понимающими реальность, практиками, технологами, специалистами. На самом деле они лишь имитаторы, разрушители, субпассионарии по Гумилеву, симулякры. Вот такие субпассионарии российской Империи, как либералы из окружения Государя Императора Александра I из Негласного комитета, так и прямолинейные чиновники как Кнорринг и Коваленский, и разрушили тончайший проект по нераздельному и неслиянному (как говорит Леван Васадзе) соединению двух православных народов, превратив духовное достижение в грубый колониальный захват.

Империя — это искусство. Это предельный взлет человеческого духа, воплощенный в строительство идеального Государства, основанного на справедливости, братстве и любви. Империя — это когда многое соединяется в единое, но многое и тут не перестает быть многим, сохраняет различие. Как хорошо звучала бы предложенная формула Картли-Кахетинское царство или даже Грузинское царство в составе Русской Православной Империи, Третьего Рима. Так ведь было задумано и русскими, и грузинами, царями нашими и первосвященниками, и поддержано народом. Но что-то пошло не так… И вот что: нам патологически недостает идеализма. Слишком глубоко вошел в нас западный прагматизм. И в XIX веке проблему Грузии обсуждали в оптике богатых рудников и стратегических выгод, а не в оптике братства и любви православных народов. Прагматизм, материализм, забота только о практических интересах должны быть приравнены к преступлению против Империи. Ведь именно в этом коренятся многие беды, противоречия, конфликты и терзающие нас разрывы, за которые мы платим в течение столетий слишком большую цену.

ИсточникКатехон
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...