Информация о введении уже в 2017 году продовольственных карточек вызвала немало споров. Сторонники этой программы утверждают, что она позволит оказать существенную помощь малообеспеченным гражданам. Противники возражают: данная мера направлена исключительно на поддержку производителей продуктов питания. О том, что происходит в действительности, «Общественному контролю» рассказал Михаил Хазин:
Введение продовольственных карточек — очень серьезная психологическая проблема. Однако если смотреть с точки зрения государственного управления, это достаточно разумное решение. Сегодня у нас происходит очень сильное падение уровня жизни населения, что сказывается на всем, но прежде всего — на еде. Грубо говоря, те, кто ел парное мясо, переходят на замороженное. Те, кто ел замороженное — покупают курятину, сосиски. И так далее — вниз и вниз. Более того, в стране уже достаточно много людей, которые голодают. Натурально голодают.
«Доходы сильных мира сего, включая чиновников, начинают сокращаться. Смириться с таким положением они, разумеется, совершенно не желают — почему это у них доходы должны падать, если кто-то еще хоть что-то получает?!»
Причины понятны — низкие зарплаты и пенсии, резкое увеличение государственных поборов. Речь идет и о повышении налогов, и об абсолютно запредельном, с точки зрения здравого смысла, росте тарифов ЖКХ, и о том, что у тех, кто занят в малом, а иногда и в среднем бизнесе, намертво перекрываются возможности заработать. Причем ситуация день ото дня ухудшается, и не предпринимается никаких реальных мер по ее исправлению.
Возникает вопрос: почему это происходит? Вспоминается Владимир Владимирович Маяковский: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» И ответ приходит сам собой: в стране реальный экономический кризис, и в связи с ним доходы сильных мира сего, включая чиновников, начинают сокращаться. Смириться с таким положением они, разумеется, совершенно не желают — почему это у них доходы должны падать, если кто-то еще хоть что-то получает?! И, как следствие, они начинают выжимать последние соки из людей, иными словами, демонстративно игнорируют общество как вид…
Не хочу сейчас персонифицировать конкретных лиц, но значительная группа российских чиновников целенаправленно занимается подрывом устойчивости в верхней власти и, в первую очередь, президента. Зачем им это нужно? Мотивы очевидны.
Не говоря уже о том, что они связаны на международном уровне с выступающими против Путина силами, им будет гораздо проще сохранить свое положение, если президентом станет какой-нибудь Кудрин или Навальный. Чтобы добиться своих целей, именно эти господа устраивают разного рода провокации, такие, как, к примеру, передача Исаакия или грубые нарушения законодательства. И при этом наказание за подобными действиями в большинстве случаев не следует. Исходя из всех этих обстоятельств, могу предположить, что 2017-й год будет, как это ни печально, ничем не лучше предыдущего.
Вот сейчас многие говорят: Путин может договориться с Трампом. Может, безусловно, может. Я даже убежден — они договорятся. Но что дальше? Договоренности надо будет реализовывать, и у американского президента этим начнут заниматься заместители, помощники, консультанты. А у Путина?
Между тем выход есть. Нам нужны институциональные структуры, которые будут воплощать традиционалистско-патриотическую линию. Сегодня это происходит во всем мире: сначала брексит, затем — Трамп. Трудно сказать, будет ли Марин Ле Пен, но процесс продолжится в любом случае. И, если мы этого не поймем, рискуем получить уже в нынешнем году острейший общественный конфликт, выход из которого может стать очень резким. Каким именно? К примеру, поход на Киев. Могу вас уверить, внешних сил, желающих раздуть эту линию, окажется предостаточно, и я совсем не уверен, что в условиях карточек, передачи Исаакия и прочих провокаций у нас хватит сил на то, чтобы удержаться от такого шага…
Вот сейчас многие говорят: Путин может договориться с Трампом. Может, безусловно, может. Я даже убежден — они договорятся. Но что дальше? Договоренности надо будет реализовывать, и у американского президента этим начнут заниматься заместители, помощники, консультанты. А у Путина?
Поскольку нашей страной сегодня правит либеральная команда, возникает вопрос: что будут делать с этими договоренностями Набиуллина, Медведев, Шувалов, Кудрин, которые, как всем известно, являются их принципиальными противниками? Как в таком случае будет выглядеть Путин? И что за реакция последует у Трампа, который всегда действует как крайне жесткий бизнесмен?
Давайте смотреть правде в глаза. Если правительство Медведева вынуждено вводить карточки, значит, надо с ним решить вопрос так же, как в августе 91-го года было с ГКЧП. Потому что эта либеральная команда, раздувая внутриполитический конфликт, делает и Путина, и всех нас заложниками ситуации. Введение сегодня продовольственных карточек означает одно — мы снова входим в конец 1980-х. Очень не хочется, чтобы все закончилось как тогда, однако такое вполне может случиться…
Итак, шутки кончились.