По итогам слушаний в Государственной Думе 20 марта 2017 года.

Более тысячи лет тому назад русский этнос создал государство, которое обеспечивало силовую защиту его членов от насилия со стороны государств конкурентов. Это позволило ему успешно пройти путь от древнерусских народностей, к великорусскому народу и приступить в середине XIX века к строительству русской нации. Строительство русской нации шло в рамках Российской империи. Великорусский народ сам трансформировался в русскую нацию и втягивал в ее состав представителей других российских этносов. Российская империя в этот период расширялась столь стремительно, что русские не успевали консолидировать все иноэтническое население.

В начале ХХ века из-за обострения конфликтов между правящей элитой и массами в стране разразился ряд социальных революций. В этих условиях от ослабевшей русской нации откололся ряд этносов, которые попытались строить свои собственные нации. Российская империя распалась на русскую Россию и малые этнические государства на ее окраинах.

Воссоединение российских этносов оказалось возможным только в форме нового, надэтнического социального образования — советского народа, а затем советской нации. Произошло это уже в рамках нового государства — СССР. Семидесятилетний эксперимент строительства советской общности завершился распадом СССР.

В результате происшедшего в 1991 г. распада СССР три четверти русских осталось жить в России, ограниченной территорией Московского царства середины XVII века, а четверть оказалась за пределами своего государства — в рассеянии. Эта часть русской нации получило наименование российские соотечественники. Русские стали самой большой разделенной нацией в мире.

В последние полтора десятилетия идет интенсивный процесс консолидации русской нации. Под русской нацией здесь понимается социальная общность, члены которой следуют в своей жизни русским духовным ценностям, находятся в поле действия русской культуры, общаются между собой на русском языке и используют для воспроизводства своей идентичности русские социальные институты.

Российское государство обеспечивает силовую защиту членов русской нации. Они, в свою очередь, поддерживают российское государство, уплачивая налоги на его содержание, неся воинскую и другие виды государственной службы. Отношения между российским государством и членами русской нации по поводу формирования и использования политической силы юридически фиксируются, как российское гражданство.

Успешная социальная консолидация русской нации поставила вопрос о силовой защите ее членов не только внутри России, но и в рассеянии. В 2008 г. российские власти предотвратили уничтожение враждебными политическими силами населения Южной Осетии и Абхазии, в 2014 г. — населения Крыма. Жители этих регионов приняли российское гражданство, а сами регионы вошли в состав Российской Федерации. В 2014 г. Россия стала оказывать силовую поддержку русским, проживающим на Юго-Востоке Украины (Донбасса), поскольку в отношении них официальный Киев стал проводить политику геноцида.

Возник вопрос о предоставлении русским Донбасса, а вместе с ними и всем другим членам русской нации, чьей жизни и здоровью за рубежом угрожает опасность российского гражданства.

Для решения этого вопроса депутат Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» К.Ф. Затулин подготовил поправки к федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации».

Подготовленный законопроект предусматривает отказ от нормы, требующей документального подтверждения выхода из гражданства страны проживания для тех живущих за рубежом соотечественников, которые желают получить российское гражданство. Украина, например, таких подтверждений не давала.

Гражданство в ускоренном порядке смогут получать по подготовленному законопроекту: те, кто подпадает под программу о добровольном переселении в РФ; те, кого признают носителями русского языка; выпускники российских образовательных и научных учреждений (аспиранты); жители Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана.

Кроме того, на получение российского гражданства в ускоренном порядке смогут претендовать теперь не только те живущие за рубежом лица, кто родился на территории нынешней Российской Федерации, но и те, кто имел подданство Российской империи и гражданство СССР.

Для проработки подготовленного законопроекта 20 марта с.г. в Государственной Думе РФ были проведены парламентские слушания. Слушания эти вел председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественникам Л.И. Калашников. Возглавляемый им Комитет уже одобрил предлагаемые поправки.

В ходе слушаний поправки поддержали: руководитель фракции КПРФ Г.А. Зюганов и фракции ЛДПР В.В. Жириновский, секретарь Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом О.С. Мальгинов, первый заместитель Л.И. Калашникова К.Ф. Затулин, представитель Администрации президента РФ, ряд руководителей комитетов и отдельные депутаты Госдумы. Среди выступавших в поддержку законопроекта были члены Всемирного Координационного Совета Российских Соотечественников, представители организаций соотечественников Украины, Приднестровья, других стран ближнего и дальнего зарубежья.

Судя по ходу прошедшего обсуждения, предложенный законопроект будет вскоре принят и живущие за рубежом русские смогут в облегченном порядке зафиксировать свою связь с Россией посредством принятия ее гражданства.

За пределами России сейчас живет около 30 млн. русских. Только два миллиона из них имеет российское гражданство. Можно предположить, что после принятия рассматриваемых поправок российское гражданство приобретет еще такое же число русских. В первую очередь открывшуюся возможность используют те русские, которые находятся под прямой угрозой геноцида — жители Прибалтики и Юго-Востока Украины.

Каковы перспективы получения силовой и правовой защиты от России для остальных соотечественников? Эта проблема была недавно обсуждена на круглом столе в Изборском клубе.

Участники дискуссии признали целесообразность введения для российских соотечественников института квазигражданства, который обеспечивает установление частичной правовой связи соотечественника с Россией. Эта связь может ограничиваться правом на ускоренное получение полноценного гражданства, безвизового въезда на территорию России, равных прав с россиянами на получение образования на русском языке и на доступ к русской культуре. Квазигражданам целесообразно предоставлять преимущества, по сравнению с иностранцами, при временном устройстве на работу в России. Главное же, квазиграждане окажутся под силовой защитой России в случае возникновения угрозы их жизни и здоровью. Квазиграждане не будут иметь пассивного и активного избирательного права, они не будут служить в армии, платить налоги, если останутся жить за пределами России.

Российские квазиграждане за рубежом, в свою очередь, примут на себя обязательства поддерживать русский язык и культуру, отстаивать доступными способом интересы русских и России. Возникнут основания для структурирования русских общин, создания общественных органов, которые будут представлять их интересы.

Институт квазигражданства возник одновременно с институтом гражданства. Квазиграждан в Древней Греции называли метеками, в Древнем Риме перегринами.

В середине ХХ века Британская империя взяла под защиту и предоставила широкий набор прав своим соотечественникам в бывших колониях. Так же поступили Франция, Испания, Португалия, Бельгия в отношении соотечественниках в своих колониях. Созданный властями этих метрополий институт квазигражданства позволил их оставшимся за рубежом соотечественникам сохранить свои духовные ценности, культурную и языковую идентичность в иноэтнической среде. В крайних случаях власти метрополий применяли силу для защиты своих соотечественников. Для фиксации отношений с бывшими метрополиями соотечественникам выдавали особые паспорта «жителей заморских территорий».

«Новые» восточноевропейские страны, приступив к строительству наций, также широко используют инструмент квазигражданства для защиты интересов своих зарубежных соотечественников. Так поступают, например, Хорватия, Словения, Польша, Венгрия. Они предоставляют зарубежным соотечественникам практически равные с гражданами права на своей территории, за исключением прав избирать и быть избранным в органы власти, да не призывают их на воинскую службу. Для фиксации отношений с «материнским» государством соотечественникам выдают квазипаспорта — «карты» хорвата, словена, поляка, венгра.

Представляется целесообразным и живущим за рубежом российским соотечественникам выдавать для фиксации их связи с российским государством удостоверения соотечественников. Закон «О соотечественниках» предполагал выдачу такого рода документа, однако он исполнительными властями не соблюдался. Между тем, фиксировать заявления, выдавать удостоверения и вести электронный Регистр соотечественников вполне могли бы органы МВД РФ, отвечающие за рубежом за реализацию программы переселения.

По итогам дискуссии в Изборском клубе автором статьи был составлен доклад о возможностях введения в России института квазигражданства. Он был зачитан в тезисной форме на описываемых слушаниях в Государственной Думе РФ и вызвал интерес со стороны авторов обсуждаемого законопроекта. По запросу Л.И. Калашникова и К.Ф. Затулина им был предоставлен развернутый письменный доклад.

Кроме того, руководителям слушаний была предоставлена записка «О совершенствовании системы представительства российских граждан, проживающих за рубежом, в органах власти Российской Федерации». Эта записка также появилась на свет в результате организованной Изборским клубом дискуссии. Она содержит идеи изменить порядок выборов депутатов одномандатников в Государственную Думу, включать представителей зарубежных российских граждан в состав Совета Федерации, предоставить их представителям место в Общественной палате.

Существуют основания надеяться на то, что в скором времени такие инструменты, как квазигражданство и расширение представительства зарубежных российских граждан также будут использоваться для укрепления связей русских зарубежья с ядром своей нации в России.