Перед тем, как приступить к едва ли не наиболее интригующей теме расследования – к культу Трампа, его организаторам и целям – стоит разобраться с расстановкой сил в Белом Доме и его окрестностях, а также в первых документированных шагах новой Администрации.
Не будет преувеличением сказать, что Администрация Дональда Трампа – это наиболее фрагментированный, внутренне противоречивый и, вероятно неустойчивый, кабинет в истории США за последние 100 лет. Традиционно в Америке каждый президент приходил в Белый дом с более-менее сформированной командой, имеющей за плечами не только годы политических контактов, но и, как правило, личных взаимоотношений.
Дональд Трамп, – без сомнения, уникальная фигура в западной политической истории – и здесь решительно отошел от правил. Более точно, был вынужден это сделать. Непосредственно перед съездом Республиканской партии, номинировавшим кандидатов в президенты и вице-президенты, и сразу после него, по сути, вся прежняя команда Трампа, включая даже его сыновей, была решительно отодвинута в сторону и за дело взялись совершенно иные люди.
В этой связи характерно, что политические тяжеловесы, поддержавшие Трампа задолго до праймериз и в значительной мере обеспечившие победу на них, в первую очередь бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани и губернатор Нью-Джерси Крис Кристи и бывший спикер Палаты Представителей Ньют Гингрич, не получили никаких должностей в кабинете Трампа.
В результате, администрация Д.Трампа стала первым в истории Америки коалиционным кабинетом. Он расколот на несколько фракций, некоторые из которых открыто враждуют между собой.
Первая – это фракция друзей Дональда Трампа. В ее состав входят Джаред Кушнер (муж Иванки Трамп и старший советник Белого дома), Майкл Коэн (личный адвокат Трампа), генерал-лейтенант Джозеф Кит Келлог – младший (ответственный секретарь Совета по национальной безопасности США) и миллиардер Карл Икан (специальный советник президента по реформе системы регулирования в США).
Вторая – фракция генералов. В ее состав входят бывшие генералы, занявшие очень влиятельные и значимые должности в Администрации. Это – vинистр обороны Джим Маттис, vинистр внутренней безопасности Джон Келли и советник по национальной безопасности Г.МакМастер. Принимая во внимание входящего в семейную фракцию Дж.Келлога, генеральская фракция Трампа – это наиболее влиятельная группа профессиональных военных в составе администрации Белого дома за всю историю страны.
Третья – это фракция чаепития. Формально ее можно было бы назвать партийной фракцией. Все ее члены – видныt фигурs в Республиканской партии. Однако гораздо более важно, что эти люди в конце нулевых годов стояли у истоков, либо были видными активистами наиболее консервативного течения Республиканской партии – движения чаепития. Лидер этой фракции – вице-президент Майкл Пенс, в прошлом губернатор Индианы. Он же привел с собой недавно назначенного директора Национальной разведки Дэна Коутса, бывшего сенатора от Индианы, участника российского антисанкционного черного списка. В эту же фракцию входит директор ЦРУ, бывший член Палаты представителей от Канзаса, ученик Майкла Ледина и протеже Пенса – Майкл Помпео. Также во фракцию входят директор Белого дома по вопросам законодательства Марк Шорт, министр образования Бэтси Девос, представляющая семью американских миллиардеров, секретарь Белого дома по вопросам здравоохранения и социальных служб Том Прайс, советник Президента по стратегическим коммуникациям Кейллиэнн Конуэй. В начале президентской кампании 2016 г. подавляющее большинство этих фигур активно поддерживало фаворита движения чаепития в праймериз – Тэда Круза. Лишь после его поражения в рамках летней договоренности между влиятельными силами Республиканской партии и консервативным движением в целом с Д.Трампом, обеспеченной посредничеством Д.Кушнера и Иванки Трамп, они стали поддерживать Д.Трампа.
Четвертая фракция – это фракция нефтедоллара. В ее составе такие политические тяжеловесы, как министр финансов Стивен Мнучайн, его сослуживец по Goldman Sachs, председатель Национального экономического совета Гэри Кон, миллиардер, ныне министр торговли США Уилбур Росс, Госсекретарь США, бывший руководитель Exxon Mobil Рекс Тиллерсон, председатель группы общественных экономических и бизнес-советников Белого дома, миллиардер, глава компании BlackStone Стивен Шварцман.
Пятую – фракцию революционеров – возглавляет главный стратег Белого дома Стив Бэннон. В нее также входят Генеральный прокурор США, один из основателей движения чаепития Джеф Сешнс, глава аппарата Белого дома, бывший председатель Национального комитета Республиканской партии Райнхольд «Райнс» Прибус, специальный общественный советник Д.Трампа по высоким технологиям, миллиардер Питер Тиль, старший советник президента по политическим вопросам, в прошлом помощник Д.Сешнса Стивен Миллер, старший сотрудник аппарата Белого дома по борьбе с терроризмом и вопросам национальной безопасности Себастьян Горка и глава Национального совета торговли Белого дома Питер Наварро.
Наиболее антагонистические позиции по отношению друг к другу занимают революционеры-традиционалисты и фракция нефтедоллара. В этих условиях, с учетом слабости фракции друзей Трампа и достаточно узкой специализации группы генералов, потенциально решающее значение при урегулирования внутрикабинетных разногласий и конфликтов принадлежит фракции чаепития во главе с Майком Пенсом. Как говорят американцы, он – «Сильный человек» администрации. Более полное понимание структуры кабинета Трампа дает графическая схема «Люди Трампа: кто есть кто в Администрации президента США».
СМИ в Америке, Европе и России основное внимание уделяют политической риторике Д.Трампа и некоторых членов его кабинета. Однако более плодотворно руководствоваться цитатой из любимой книги Дональда Трампа, о чем он поведал на одном из предвыборных митингов перед евангелистскими прихожанами – Евангелия от Матфея: «По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?»
На днях администрация Трампа отправила в Конгресс проект бюджета. Бюджет предусматривает безжалостное урезание всех расходов, и одновременно выделение дополнительных средств министерствам обороны и внутренней безопасности, а также ассигнований на решение вопросов военных ветеранов.
Трамп предлагает принять бюджет, предусматривающий самые большие военные расходы в истории США. За счет наращивания военных расходов имеется в виду увеличить численность вооруженных сил до 540 тыс.человек, или на 90 тыс. новых военнослужащий, построить 75 новых кораблей, подводных лодок для ВМФ, и довести численность современных тактических истребителей и самолетов поля боя до 1200. Одновременно администрация Трампа приняла решение не выносить на обсуждение Конгресса, а решить в рабочем порядке вопросы, связанные с итогами аудита Пентагона. Летом 2016 г. выяснилось, что за последние 11 лет в Пентагоне пропали 6,5 трлн.долларов.
Что касается дополнительных расходов на министерство внутренней безопасности, то львиная часть из них должна пойти на строительство шестиметровой стены, оснащенной средствами электронного контроля на границе с Мексикой.
Помимо бюджета, Администрация Трампа объявила о начале подготовки юридических документов по отмене закона Додда-Франка и дерегулированию финансового и инвестиционного секторов США, а также подготовки проекта налоговой реформы для внесения в Конгресс.
Через четыре месяца после победы на выборах, Д.Трамп является наиболее непопулярным президентом за всю историю США (за всю историю проведения опросов). Кстати, 16 марта активно поддерживающий Трампа канал Fox News провел масштабный опрос. В результате опроса выяснилось, что на сегодняшний день самый популярный политик Америки – Берни Сандерс, которого поддерживает более 60% избирателей.
Несмотря на удручающие цифры, серый кардинал Белого дома, обладающий наиболее разнообразными и свободными от предвзятости источниками информации, Стивен Бэннон с нескрываемым оптимизмом смотрит в будущее. Представляется, что причина этого – в сосредоточении Бэннона не на кратковременных показателях, а на долговременной программе формирования культа Трампа, призванного решfть вполне определенные задачи. Об этом – в следующей части.