Вопрос только, христианская это нравственность или бандитская.
После того как экономист, академик РАН Сергей Глазьев назвал православные ценности залогом экономического роста и технического прогресса, последовало множество нападок и критики.
В подробном интервью Царьграду Глазьев прояснил, почему экономика всегда нравственная, а без моральных основ система превращается в «бандитский анархизм».
Читайте Вебера
«Вы знаете, меня поразил низкий уровень знаний людей, которые высказывались на эту тему. Такое впечатление, что они не читали фундаментальных текстов, связанных даже не просто с экономикой, но даже с любимой ими экономикой капитализма», — ответил оппонентам Глазьев.
Он напомнил об авторе «Протестантской этики» Максе Вебере, которого даже школьники знают. По его словам, даже эта книга является «классическим доказательством того, что вопросы развития рыночной экономики и вопросы нравственных ценностей абсолютно взаимосвязаны».
«Если у вас жесткие нравственные принципы, то у вас эффективная экономика. Это было известно каждому предпринимателю. Помните, даже у Островского фраза: «Купеческое слово твердое». Там даже без контрактов люди работали, в Российской Империи. Потому что они были верующими христианами. И для них соврать, обмануть, украсть было абсолютно неприемлемой нормой поведения. И степень нравственной культуры была настолько высока, что не было даже письменных контрактов, они заключали огромные сделки устно. Вот вам пример, как работают нравственные ценности в экономике», — рассказал Глазьев.
Другой пример — «Кодекс нравственных принципов хозяйствования»
Если эти люди не читали Вебера и современной литературы о том, как устроена экономика, то, конечно, они наверняка не читали «Кодекс нравственных принципов хозяйствования», который был приготовлен небольшой рабочей группой под руководством тогда еще митрополита Кирилла, добавил Глазьев.
«Очень взвешенный текст. Там проанализированы христианские нормы, которые влияют на хозяйственную деятельность. Они, казалось бы, банальны. Но, вообще говоря, если мы их будем соблюдать, то у нас автоматически поднимется эффективность. Эти нормы касаются и отношения к капиталу. Не как к возможности произвольно выжимать продукт из людей, а как механизм социальной ответственности. Если Бог человеку дал возможность быть богатым, иметь имущество, иметь капитал, он должен понимать степень социальной ответственности. То есть он должен капиталом распоряжаться так, чтобы это было полезно для развития общества. Ведь капиталом можно распорядиться на самом деле и во вред».
В то же время этот Кодекс предписывает и соответствующее отношение наемных работников, которые тоже должны ответственно относиться к своим обязанностям.
«Если хотите, это некоторая христианская интерпретация модной сегодня темы социального партнерства. И, исходя из элементарных христианских принципов, вырисовывается этика предпринимательского поведения, которая требует от людей ответственного отношения к делу, использования имущественных прав в интересах развития общества, не только в личных, перенимания на себя бремени социальной ответственности, бремени ответственности за людей, которые устраиваются работать по найму».
Кроме того, это предполагает безусловный запрет на воровство, на казнокрадство, на обман, добавил академик. Не только обман партнеров, но и обман потребителей. Не только уход от налогов, но и уход от выполнения контрактных обязательств.
«В общем, экономика держится на нравственных ценностях, это абсолютно очевидно. Вот китайское экономическое чудо. Внимательные экономисты, которые его анализируют, несомненно, связывают это с конфуцианской системой ценностей», — напомнил Глазьев.
Бандитский анархизм
Когда считается, что экономика — это нечто безнравственное, возникает негласное правило: «Не пойман — не вор, не обманешь — не продашь». И какую тогда мы строим рыночную экономику? Это можно назвать «бандитским анархизмом».
Поэтому без нравственных ценностей никакая экономика вообще не может работать, резюмировал Глазьев. «Потому что экономика — это люди. Люди ведут себя, исходя из тех нравственных ценностей, которые у них записаны. Если они ведут себя как воры и жулики, то мы получаем развал экономический. Получаем оффшоризацию, криминализацию экономики, повальное воровство», — сказал академик.
Аргументация праволиберальных оппонентов поражает: например, говорят они, нельзя создавать льготные механизмы кредитования, потому что всё разворуют.
«Они судят по себе, по своему собственному состоянию души. Вот они бы разворовали. Потому что они прошли сквозь криминальную приватизацию. Я уже как-то говорил, что у нас, в среднем, по данным прокуратуры, на один случай приватизации — одно преступление», — отметил эксперт.
У нас получается, что принцип «не пойман — не вор», дополняется вторым: «даже если пойман, то все равно не вор», сохраняешь должность, сохраняешь связи, возможности отбиться.
Таким образом, экономика всегда нравственная. «Только вопрос, какая это нравственность, христианская нравственность или бандитская. У бандитов тоже есть своя нравственность и свой кодекс жизни по понятиям. Вот они так и привыкли жить по понятиям, даже законы не хотят соблюдать», — резюмировал экономист.