В прокат вышла драма, которую уже успели назвать российской версией «Пятидесяти оттенков серого». Но многие видят в фильме «О любви» дыхание русской классики. В интервью «СВ» режиссер картины рассказал, как его героиня Нина стала современной Анной Карениной, что думает о мужской слабости и почему Ксения Собчак так и не сыграла у него роль студентки.
– Любовный треугольник, уход от мужа и, наконец, вокзал с поездами (см. «О чем фильм»)… Очень напоминает роман Толстого «Анна Каренина». Почему режиссеры возвращаются к нему вновь и вновь?
– Влечет мощный конфликт. Такого не найдете ни у Флобера, ни у Тургенева, ни у Бунина. Но Толстым все не ограничивается. Мало кто заметил, что в Нине (актриса Анна Чиповская) есть черты Норы – героини пьесы Ибсена «Кукольный дом». Та уходит, когда понимает, что нет любви. Так и моя Нина – все бросила, окунулась в омут с головой и… в итоге счастливее не стала.
– Картина автобиографична?
– Ничуть. Я, конечно, тоже был влюблен, но к моей жизни фильм отношения не имеет. Зато часто слышу отзывы: «Очень реалистично – знаю человека, с которым случилось то же самое». Значит, попал в точку.
– Вы показываете девушку в окружении слабых мужчин. Неужели отношения полов так изменились?
– Я не назвал бы персонажей слабыми. Просто у Нины эмоций больше – она девушка, а мужчины все держат в себе. Некоторые зрительницы называют героиню «стервой». Сам не понимаю, почему. Нина – глубоко несчастная женщина. Ее любит бывший муж (Алексей Чадов), а она испытывает чувства к банкиру Сергею (Дмитрий Певцов), который к ней по большому счету равнодушен.
– Получается, герой Певцова – персонаж отрицательный?
– Почему? Ему можно найти оправдание. Жил скучно – самолеты, бумаги, женщины… Сергей порядочный человек. Купил Нине квартиру, счастлив бы жить на два дома, но этого не примет жена. Героиня Марии Мироновой – единственный по-настоящему положительный образ – абсолютное понимание нравственности, принципов.
– Ваш сценарий пролежал более десяти лет. Каких артистов сначала видели в главных ролях?
– Лиза Боярская должна была играть Нину, Ксения Собчак – ее подругу. Теперь девушки выросли, на студенток уже не тянут.
– Профессора-китаиста играет Алексей Чадов. Его киноамплуа – хулиганы. Решили разрушить стереотип?
– Такой цели не ставил. Леша пробовался наряду с другими известными артистами, понравился больше всех. Так же было и с Аней Чиповской.
– Эротические сцены в фильме напоминают чувственные работы Родена.
– Верно подметили. Снимая главную постельную сцену с Чиповской и Певцовым, ориентировались на скульптуру «Поцелуй». Огромное спасибо оператору Елене Ивановой, с которой мы уже снимаем третий фильм. Очень боялся, что скатимся в пошлость. Но этого не произошло – получилось красивое кино.
– Финал фильма остается открытым. Зрители гадают: героине грозит судьба Анны Карениной?
– Сводить счеты с жизнью Нина точно не станет. Будет ходить на работу, развивать свой бизнес, воспитывать ребенка. Но жить без любви – все равно что броситься под поезд.
– Для вас любовь – это…
– …в седьмом классе мы отвечали так: желание двух дураков сделать третьего. Сейчас скажу иначе: помешательство со знаком плюс.
– Почему действие картины происходит в Петербурге, а, скажем, не в Москве или даже в США, где разворачивается действие «Пятидесяти оттенков серого»?
– Люблю этот город, живу там более сорока лет. Но дело не только в этом. История Нины могла произойти только в Питере. Здесь люди сложнее и глубже. В Москве все было бы по-другому. Герои постоянно куда-то бегали бы, спешили. Соответственно и отношения были бы намного резче и жестче.
– С композитором Максимом Дунаевским сразу были на одной волне?
– Не могу сказать, что с полуслова понимали друг друга. Сначала Максим принес прелестную музыку, но она резко разошлась с характером героини. У Нины бурлили эмоции – более близкие героям Достоевского, нежели Тургенева. Начали вместе что-то искать и сочинять. Дунаевский сопротивлялся: «Какая-то психоделика!» А мне именно это и нужно было.
– Следующий фильм собираетесь снять про политику?
– О войне на наших рубежах. С теми, кто не любит Россию, русский язык. Кто они такие? Не знаю. Снимать буду по книге Проханова «Убийство городов»: треть сюжета разворачивается в Москве, в среде либеральной общественности. Основное действие – воюющий Донбасс. Главные роли исполнят Владимир Меньшов и Алексей Чадов.
– Кино про Беларусь в планах нет?
– Поживем – увидим. Фамилия Бортко, кстати, белорусская, ей пятьсот лет. Мой род – из деревни Саковичи где-то рядом с Литвой.