В прокат вышла драма, которую уже успели назвать российской версией «Пятидесяти оттенков серого». Но многие видят в фильме «О любви» дыхание русской классики. В интервью «СВ» режиссер картины рассказал, как его героиня Нина стала современной Анной Карениной, что думает о мужской слабости и почему Ксения Собчак так и не сыграла у него роль студентки.

– Любовный треугольник, уход от мужа и, наконец, вокзал с поездами (см. «О чем фильм»)… Очень напоминает роман Толстого «Анна Каренина». Почему режиссеры возвращаются к нему вновь и вновь?

– Влечет мощный конфликт. Такого не найдете ни у Флобера, ни у Тургенева, ни у Бунина. Но Толстым все не ограничивается. Мало кто заметил, что в Нине (актриса Анна Чиповская) есть черты Норы – героини пьесы Ибсена «Кукольный дом». Та уходит, когда понимает, что нет любви. Так и моя Нина – все бросила, окунулась в омут с головой и… в итоге счастливее не стала.

– Картина автобиографична?

– Ничуть. Я, конечно, тоже был влюблен, но к моей жизни фильм отношения не имеет. Зато часто слышу отзывы: «Очень реалистично – знаю человека, с которым случилось то же самое». Значит, попал в точку.

– Вы показываете девушку в окружении слабых мужчин. Неужели отношения полов так изменились?

– Я не назвал бы персонажей слабыми. Просто у Нины эмоций больше – она девушка, а мужчины все держат в себе. Некоторые зрительницы называют героиню «стервой». Сам не понимаю, почему. Нина – глубоко несчастная женщина. Ее любит бывший муж (Алексей Чадов), а она испытывает чувства к банкиру Сергею (Дмитрий Певцов), который к ней по большому счету равнодушен.

– Получается, герой Певцова – персонаж отрицательный?

– Почему? Ему можно найти оправдание. Жил скучно – самолеты, бумаги, женщины… Сергей порядочный человек. Купил Нине квартиру, счастлив бы жить на два дома, но этого не примет жена. Героиня Марии Мироновой – единственный по-настоящему положительный образ – абсолютное понимание нравственности, принципов.

– Ваш сценарий пролежал более десяти лет. Каких артистов сначала видели в главных ролях?

– Лиза Боярская должна была играть Нину, Ксения Собчак – ее подругу. Теперь девушки выросли, на студенток уже не тянут.

– Профессора-китаиста играет Алексей Чадов. Его киноамплуа – хулиганы. Решили разрушить стереотип?

– Такой цели не ставил. Леша пробовался наряду с другими известными артистами, понравился больше всех. Так же было и с Аней Чиповской.

– Эротические сцены в фильме напоминают чувственные работы Родена.

– Верно подметили. Снимая главную постельную сцену с Чиповской и Певцовым, ориентировались на скульптуру «Поцелуй». Огромное спасибо оператору Елене Ивановой, с которой мы уже снимаем третий фильм. Очень боялся, что скатимся в пошлость. Но этого не произошло – получилось красивое кино.

– Финал фильма остается открытым. Зрители гадают: героине грозит судьба Анны Карениной?

– Сводить счеты с жизнью Нина точно не станет. Будет ходить на работу, развивать свой бизнес, воспитывать ребенка. Но жить без любви – все равно что броситься под поезд.

– Для вас любовь – это…

– …в седьмом классе мы отвечали так: желание двух дураков сделать третьего. Сейчас скажу иначе: помешательство со знаком плюс.

– Почему действие картины происходит в Петербурге, а, скажем, не в Москве или даже в США, где разворачивается действие «Пятидесяти оттенков серого»?

– Люблю этот город, живу там более сорока лет. Но дело не только в этом. История Нины могла произойти только в Питере. Здесь люди сложнее и глубже. В Москве все было бы по-другому. Герои постоянно куда-то бегали бы, спешили. Соответственно и отношения были бы намного резче и жестче.

– С композитором Максимом Дунаевским сразу были на одной волне?

– Не могу сказать, что с полуслова понимали друг друга. Сначала Максим принес прелестную музыку, но она резко разошлась с характером героини. У Нины бурлили эмоции – более близкие героям Достоевского, нежели Тургенева. Начали вместе что-то искать и сочинять. Дунаевский сопротивлялся: «Какая-то психоделика!» А мне именно это и нужно было.

– Следующий фильм собираетесь снять про политику?

– О войне на наших рубежах. С теми, кто не любит Россию, русский язык. Кто они такие? Не знаю. Снимать буду по книге Проханова «Убийство городов»: треть сюжета разворачивается в Москве, в среде либеральной общественности. Основное действие – воюющий Донбасс. Главные роли исполнят Владимир Меньшов и Алексей Чадов.

– Кино про Беларусь в планах нет?

– Поживем – увидим. Фамилия Бортко, кстати, белорусская, ей пятьсот лет. Мой род – из деревни Саковичи где-то рядом с Литвой.

ИсточникБеларусь сегодня
Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...