— Александр Андреевич, когда конкретно открывается филиал «Изборского клуба» в Казани?
— Запланировано на конец июня — начало июля. Согласована уже программа, есть коллеги, которые туда приедут. Мы открываем филиалы по всем субъектам: около 25 субъектов уже имеют наши представительства. Конечно, настало время открыть наш филиал в такой важной республике, как Татарстан. Что мы хотим сделать? Имейте в виду, что «Изборский клуб» — это надпартийная площадка, где люди могут участвовать в любых партиях или быть вне партий. Здесь интеллигенты, интеллектуалы, мыслители собираются, чтобы обсуждать насущные мировоззренческие и идеологические проблемы, которые волнуют регион: ни проблемы ЖКХ, ни проблемы дальнобойщиков, ни проблемы выборности власти — это политические проблемы. Нас интересуют идеологические проблемы. Вся Россия в целом и каждый из регионов имеют свою идеологическую составляющую. К сожалению, после 1990 года эта составляющая исчезла, все размыто, никто не знает, кто он, как соизмерить свое с соседями. Если мы откроем свое отделение в Татарстане, мы соберем туда наиболее выдающихся интересных, ярких, может быть, противоречивых представителей региона, чтобы вместе понять: а что же такое Татарстан сегодня, в чем его интегральная идея, в чем его татарстанская или татарская мечта? Нужно узнать, каково здесь высшее представление об идеале, о благе, о будущей красоте? Как эта мечта через различные исторические времена эпохи реализуется в нашей сегодняшней жизни?
Ведь Татарстан стоит на Волге — на реке русского времени великого. К этому волжскому водопою выходит множество всяких народов, множество всяких регионов: конечно, русские — как в верховьях, так и в низовьях, и татары, и чуваши, и марийцы, и многие-многие другие. Все это сливается в великую волжскую цивилизацию, которая является частью русской цивилизации. У Татарстана и у татар в создании этой цивилизации и управлении есть особая роль, особая миссия. Потому что татары сегодня — это такой пассионарный развивающийся народ. В Татарстане складывается очень интересный синтез верований, религий, культур. Сами татары сейчас переживают период духовного становления, восхождения. Как это восхождение, становление слить с общероссийским, общерусским становлением? Об этом хотелось бы поговорить и, может быть, предложить казанским, татарстанским интеллектуалам включиться в это осознание.
— Кто из татарстанцев будет вести работу «Изборского клуба» в республике?
— Там есть близкие к президенту люди. Это все связано с администрацией. Мы тщательно готовимся к этому, потому что идеологические схватки, в которых сейчас мы пребываем, дело очень острое, может, даже опасное. Это вовсе не клуб, не за шашлыком или рюмкой красного вина. Это серьезная работа. По существу, идеологическое поле — это поле схваток, иногда жестких и порой смертельных. В эти схватки вмешиваются и противники, и соседи, и мировые силы, поэтому все должно быть согласовано с властью. В этом смысле мы рассчитываем на поддержку, патронаж власти. Естественно, мы не являемся президентской структурой, но очень хотели бы наладить отношения со всеми кругами вашей замечательной земли.
— Расскажите, как пройдет презентация клуба? С кем приедете? Что посетите?
— Мы бы хотели во время поездки повидаться с вашей политической элитой, провести встречи с молодежью, со студентами, прочитать лекции, наше сообщить об общении с вашими административными работниками, с вашим аппаратом. Затем мы бы хотели, конечно, выступить в каких-нибудь интеллектуальных кругах, может быть, академических. Я бы очень хотел посетить ваш Казанский авиастроительный завод, потому что у вас строятся дальние бомбардировщики. Один из таких бомбардировщиков, который базируется в Энгельсе и летает в Сирию на задание, носит название «Изборск». Мы этому грандиозному самолету подарили имя своего клуба, и он сейчас летает на задания. И мы бы хотели посмотреть, как сейчас подобные самолеты строятся у вас в Казани. Ведь это является символом высокой цивилизации. Естественно, мы бы хотели одновременно побывать и в православных, и в мусульманских местах, святынях. Если бог даст, хотелось бы проехаться по Волге-матушке, испить ее водицы.
— Мы с вами разговаривали в прошлом году, и в интервью «Реальному времени» вы сказали, что планировали открыть филиал еще прошлой весной. С чем связан перенос этого события на целый год?
— Это же небыстрая работа. Мы не лоток открываем, не ларек, в котором продают «Сникерс». Это серьезное дело, подбор персонажей, согласование тем. И в самом «Изборском клубе» есть движение, некоторые изменения есть и у вас в республике. Хотелось бы приехать в момент, когда была бы такая свобода, чтобы у людей была не какая-то замороченность, ущемленность заботами. Тем более, мы сейчас находимся в очень важном предвыборном периоде. Я думаю, что наш президент обязательно пойдет на выборы, поэтому идея будущего, идея мечты, идея следующего президентского срока, с которым президент, конечно, будет опираться на всю страну, на все элиты, на все круги, она [идея] будет очень актуальной. Я думаю, что наше появление в Татарстане в этом смысле — дело благое.
«Россия тоже является империей, хоть этого слова побаиваются»
— Насколько татары и другие мусульманские народы интегрированы в российское интеллектуальное пространство?
— Они интегрированы, потому что они едят один и тот же хлеб, пьют одну и ту же воду, слушают одни и те же радиостанции, изучают одни и те же памятники и святыни. И они идут в свои храмы, молятся Всевышнему об одном — о благе. Этот вопрос вообще раньше не стоял — интегрированы или не интегрированы. Конечно, интегрированы, просто мусульманские татарские мыслители вносят в общероссийскую чашу свой священный напиток, делая его вкус более сладостным, глубоким, неповторимым. В такой же степени в эту чашу вливают свои напитки народы Кавказа; Марий Эл, которая, по существу, языческая республика, в которой поклоняются священным деревам и молят языческих духов о благоденствии; Якутия, где половина якутов православная, а другая половина — шаманы. Это все драгоценность, потому что Россия всегда была империей — российской царской, сталинской. И сегодня Россия тоже является империей, хотя этого слова побаиваются. Империя в том смысле, что это симфония пространств, симфония народов, симфония верований, симфония потенциалов. И чем мы больше разнообразны, чем множественней наши возможности и знания, тем мы богаче. В нашем «Изборском клубе» мы проповедуем эту цветущую сложность, дорожим каждой новизной, каждой неожиданной формой поведения сознания. В этом смысле, конечно, татары — грандиозное явление в русской истории.
— Нередко заявляют о конфликте в Европе исламской цивилизации с европейской. В России нет такого конфликта?
— Смотрите, существует конфликт между шиитами и суннитами. Это конфликт кого с кем? Исламской цивилизации с какой цивилизацией?
— Это уже внутриисламский конфликт.
— Но сейчас главная грызня идет между ними. Ближний Восток пылает огнем вот этой вражды — шиитско-суннитской. А вся эта саудийская ваххабитская тенденция всех грызет, подрывает как шиитские храмы, так и суннитские храмы. Какой конфликт? Внутриисламская бойня. А то, что ислам пришел в Европу… А когда фашистская Германия пришла в Россию со своими войсками — какой был конфликт? Внутриевропейский? Все человечество дышит, живет, конфликтует, пытается выработать высшие смыслы. Если не удается, оно попадает в ловушки интеллектуальных обобщений. А что происходит в Америке? Черная исламская Америка и белая Америка. А Трамп, который опирается на одну часть против другой части? Мы живем в конфликтном мире. Поэтому разговоры о войне цивилизаций в России — это все задумки, которые вбрасывают нам чужие люди. Я, например, очень часто бываю в Чечне. Я восхищаюсь чеченским народом, который сумел преодолеть эту рознь и сейчас стремительно развивается вместе со всеми народами России.
«Либералы страшно нас ненавидят, называют «изборщиной»
— Александр Андреевич, «Изборский клуб» создавался как союз патриотических, в какой-то степени консервативных, сил. Какие у сообщества есть достижения за пять лет существования?
— Мы предотвратили таяние льдов в Антарктиде, мы предотвратили умирание целых областей Вселенной и оживили несколько звезд, которые погасли; мы, «Изборский клуб», выиграли Пунические войны и т. д. Какие достижения?
— А если серьезно? Прислушиваются ли к вам элиты?
— Мы издаем журналы и создаем идеологические формулы. Этих формул много, пишется много очень интересных работ, докладов. Мы считаем, что отчасти сегодняшняя власть говорит уже языком «Изборского клуба». Работаем над сознанием сегодняшнего народа. Либералы, которые, казалось бы, еще недавно господствовали повсюду — и в прессе, и в культуре, и в идеологии, и в экономике, — страшно нас ненавидят, называют нас «изборщиной» и т. д. Мы — заметное явление.
— После событий 26 марта, когда по стране прошли массовые протесты, какие выводы сделали члены «Изборского клуба»?
— «Изборский клуб» зародился после бунта Болотной площади — сразу после волнений, очень опасных. Все это свидетельствует о возможных «оранжевых» революциях. Когда была попытка устроить в России «оранжевую» революцию, несколько патриотов выступили на Поклонной горе, в том числе и ваш покорный слуга, с контридеями и с контрмиссией. И мы своей энергетикой оттеснили, подавили этот либеральный бунт. И угроза «оранжевой» революции никуда не исчезла: этот оранжевый зверек сидит в норке и время от времени вылезает, что и было на Тверской — детский поход. А президентские выборы, итоги выборов очень опасны, так как чреваты возможными брыканиями. Мы, интеллектуалы, знающие технологии современного мира, технологии «оранжевых» революций, холодной войны, раскрываем эти технологии, создаем антидоты этим ядам.