Культовые движения тем успешнее и масштабнее, чем мощнее их апелляция к апокалипсическим настроениям населения, живущего с 2008 г. в состоянии непрерывного стресса. Контуры мира культа Трампа задает книга У.Штрауса и М.Хау «Поколения. История и будущее Америки. 1584-2069, годы». Авторы предложили анализировать американскую историю через призму поколений. Каждое поколение является не только преемником прошлого, но и его антагонистом. Поколение составляет цикл американской истории  длительностью примерно 80 лет.

«При этом восемьдесят лет поколения состоит из четырех поворотов, каждый по 20 лет. Первый называется «Подъем», для него характерна ситуация, при которой институты сильны, а индивиды слабы. Последний американский подъем был в 1943 — 1960 гг.

Второй поворот — «Пробуждение» — последним были годы 1961 — 1980. Для Америки это как раз период «революции сознания». Дети подрастают и бунтуют против правительства и родителей, борясь за индивидуальные свободы.

Третий — «Распутывание», благодаря бунту институты слабеют, а индивиды становятся сильными. В США это был период с 1982 по 2004. Приметой этого периода были культурные войны и постмодернизм.

Четвертый поворот именуется «Кризис». В этот период люди объединяются, чтобы бороться с накопленными проблемами. Они трансформируют существующие институты, ведя ситуацию к новому первому повороту. Для США они задали его с 2005 г

В тексте книги авторы указывают, что четыре поколения составили первый большой американский цикл. Он завершается в 2025 г. Будет ли у американской цивилизации новый цикл, либо она подобно многим другим общностям канет в историческую лету, зависит от исхода событий в четвертой фазе 80-летнего цикла, именуемой «Кризис».

Авторы прямо пишут, что период 2016-2025 гг. будет временем больших битв и войн, как привычных, традиционных, так и холодных гражданских. Если Америка найдет в себе силы объединиться вокруг новых героев, то в середине 20-х гг. нынешнего века наступит фаза «Подъема», знаменующая начало нового длинного цикла поколений. Большинство американских историков и политиков весьма скептически отнеслись к книге Штрауса и Хау, и причислили ее к жанру фолк-хистори, что-то вроде трудов отечественных исследователей Носовского и Фоменко.

С.Бэннон, используя ресурсы Ребекки Мерсер и методологию анализа исторических событий Калева Литару, проверил построение исследователей на эмпирическом материале американской истории.  Выяснилось, что по состоянию на середину десятых годов текущего века, прогнозная модель поколений работает лучше, чем другие модели маститых политологов. Соответственно Бэннон,  Мерсер и другие люди, организовавшие Движение, стали активно пропагандировать книгу, выпустив, в том числе два полнометражных фильма, несколько серий комиксов и даже компьютерную игру.

В рамках теории поколений, Движение должно сформироваться как боевая сеть, или стая, ведущая непримиримую борьбу против зол современного мира. К числу этих зол относятся варварский ваххабизм, салафизм и другие направления воинственно-агрессивного ислама, получившие общее название «джихадизм».  Именно джихадизм как квинтэссенция вооруженного варварства, отрицающего ценности и мироустройство западной цивилизации, является главным и безусловным врагом Движения и Америки в целом. Среди сторонников Движения практически нет разногласий относительно того, что Америке в ближайшие 10-15 лет предстоит не просто сражаться  с ИГИЛ и его спонсорами, а также с другими террористическими группами и поддерживающими их государствами,  а вести полноценную религиозную войну.

Второй враг – это так называемая «партия Давоса». В нее входят создатели и бенефициары системы-монстра, распространившегося за последние 25 лет практически по всей планете. Эта система-монстр, как написал в одной из недавних статей Майкл Ледин «есть порождение отрицательной конвергенции социализма и капитализма, в результате которой сформировалось глобалистское общество, вобравшее в себя худшие черты капитализма и социализма».  Рассматривая партию Давоса, как внутреннего и международного врага Движения, те же Бэннон, Талеб, Ледин в течение последнего полугодия неоднократно высказывались, что перед лицом исламского агрессивного джихадизма борьбу с партией Давоса можно и нужно вести осторожно и постепенно, чтобы не допустить войны на два фронта и консолидации теневых представителей партии Давоса, особенно из «глубинного государства» с ваххабизмом и исламистами. В целом, концепт о трех революциях и двух врагах – исламизме и глобализме – стал вкладом Майкла Ледина в Движение и берет свое начало из статьи 2005 года «Революция свободы – наше главное оружие против тирании».

Движение, как не устают подчеркивать его хедлайнеры, носит революционный характер. Уже в этом году Бэннон сильно шокировал светскую публику на одном из приемов в Вашингтоне, когда сказал, что по убеждениям он – христианин, по целям – патриот, а по образу действий – ленинец. Упоминание Ильича – неслучайно. В своих сущностных чертах Движение сильно напоминает РСДРП первых лет существования. Вместо газеты-организатора, в российской истории «Искры», у Движения есть электронный портал Breitbart, который в марте т.г. посетило более 20 млн. уникальных пользователей. Движение, также как и РСДРП, делает упор на низовой уровень и стремится создавать небольшие – от 20 до 100 человек – ячейки, члены которых не только общаются между собой и обсуждают текущую проблематику, но и готовы к действиям в поддержку Трампа, либо иных фигур и инициатив. Существуют и другие общие черты.

Прежде чем перейти к базисным ценностям Движения, необходимо еще раз акцентировать ситуацию с врагами. Исламский экстремизм несомненно является врагом номер один. Однако, подавляющее большинство рядовых участников Движения, как и в целом средних американцев мало интересуется внутренней политикой. В гораздо большей степени  их мысли сосредоточены на внутренних делах, экономике и т.п.

Во внутренних делах Движение четко позиционирует себя как первое с момента окончания Второй мировой войны общеамериканское движение, выражающее чаяния и интересы производителей. На такое позиционирование Движения немалое влияние оказали уже упоминавшийся Майкл Ледин и его ученик – правая рука С.Бэннона – П.Швейцер. Ледин в молодости длительное время работал в интересах американской разведки в Италии и параллельно готовил научную работу об истоках итальянского фашизма и его принципиальных различиях с германским нацизмом. В качестве одной из отличительных особенностей корпоративизма Дуче Ледин обнаружил опору на  хозяев, менеджмент, рабочий класс и мелкую буржуазию, производящих товары и услуги, и находящихся в оппозиции к торговцам и банкирам, контролирующим сферу обращения.

Движение является попыткой реинкарнировать в условиях современной Америки корпоративизм. Как сам Трамп, так и Бэннон, Пенс и даже Д.Кушнер не устают повторять: нынешняя власть представляет, прежде всего, интересы производителей – собственников, менеджеров, наемных работников, девелоперов, самозанятых, среднего и мелкого бизнеса. Отчасти это верно. Более того, о нынешней администрации Трампа можно говорить в полном смысле слова, как о коалиционном кабинете, созданном на хрупкой основе. Трамп не может потерять ни одну из двух ключевых сил, находящихся между собой в антагонистических отношениях: с одной стороны Движение, с другой – фракция Уолл-Стрита, практически монополизировавшая экономический блок кабинета.

У Движения есть три главных ценности. Это – иудео-христианская религия, вне зависимости от конфессий, американский патриотизм и просвещенный капитализм. Что касается просвещенного капитализма, то, отвечая на вопросы телеканала Fox, Бэннон, выражая общую точку зрения руководства Движения, сказал буквально следующее: «Я – не либертарианец. И если говорить честно, не слишком большой поклонник творчества А.Рэнд. Это все об индивидуализме и конкуренции, как единственном регуляторе. Капитализм гораздо сложнее. Конкуренция в нем сочетается с ответственностью. Приведу простой пример. Посмотрите, что сделали первые американские миллиардеры. Они построили университеты, госпитали, привезли в Америку картины лучших художников и открыли их для бесплатного всеобщего обозрения. Теперь сравните их поведение с действиями арабских шейхов и русских олигархов. Их фантазии хватает только на яхты, бессмысленные замки и кутежи в Лас-Вегасе и Монако. В первом случае мы имеем дело с просвещенным капитализмом, а во втором – с клептократией».

Главной задачей формирования базиса Движения является соединение трех направлений американского консерватизма.  Первое направление, или как его называют в Америке «аграрианизм», укоренено в южных штатах, которые во время гражданской войны в США составляли Конфедерацию. Южные консерваторы главное внимание уделяют вопросам веры, ценностям семейной жизни и сохранению традиционной южной культуры. Именно южные консерваторы стали основой движения чаепития, в известном смысле предшественника, а в чем-то и антагониста культа Трампа.

На другом полюсе американского консервативного спектра находятся либертарианцы. Несмотря на  участие в кампании 2016 г. общенационального кандидата в президенты от либертарианцев, большая часть из низ проголосовала все же за Трампа. В Движении либертарианцев привлекает борьбы с глубинным государством и требование максимально ограничить  функции государства как инструмента перераспределения не только от богатых к бедным, но и от работающих к неработающим.

Ядро Движения составляют так называемые «неокальвенисты». Ю.Каграманов пишет по этому поводу: «В конфессиональном отношении протестантская Америка представляет собой довольно пеструю картину: здесь есть баптисты, пресвитериане, методисты и т.д. Но почти все они, по удачному выражению одного теолога, суть не что иное, как «экспериментальный кальвинизм», то есть по-своему интерпретируют или развивают те или иные положения первоначального кальвинизма. Сюда относятся, например, вопросы о соотношении природы и благодати, предопределения и свободы воли и некоторые другие. Но основная разграничительная линия проходит внутри самих конфессий — между «либеральными» христианами и фундаменталистами. Последних отличает неприятие секулярной культуры в ее нынешнем виде, подающей себя с экранов кино и телевидения.

Неокальвинисты делают ставку на Соединенные Штаты в целом, которые изначально были единым «Городом на холме» и должны оставаться им — не так, как это понимали позднейшие экспансионисты (в частности, современные неоконсерваторы), но в том смысле, который вкладывали в это понятие первые кальвинисты-пуритане, претендовавшие стать духовным центром христианского мира, но не более чем.

Неокальвинисты отдают себе отчет, что «обратное завоевание» Соединенных Штатов является очень нелегкой задачей, учитывая, что оно должно вестись в полях культуры, политики и экономики.

Актуальными остаются их взгляды на вопросы экономики. Что протестантская, а точнее именно кальвинистская этика сделала возможной развитие капитализма, это сегодня всякий знает. Менее охотно вспоминают, что Кальвин был противником чрезмерного потребления, а роскошь осуждал в самых резких выражениях. Сегодня неокальвинисты выступают против идеологии всемирного рынка,  этого «экономического Пантократора», лишающего экономику устойчивости и увеличивающего разрыв между богатыми и бедными; и это в условиях неизбежного сокращения ресурсов. Их девиз, охватывающий равно сферы экономики и морали — Самоограничение (заметная точка схождения с идеологией А.И. Солженицына). Неизменным остается у неокальвинистов культ работы; если девиз потребительского общества — «работать, чтобы жить», то девиз неокальвинистов тот же, что и столетия назад, — «жить, чтобы работать».

На конференции Breitbart, посвященной первым 100 дням президентства Трампа, был распространен своего  рода манифест Движения. В нем можно найти следующие строки: «Мы против глубокого неподотчетного гражданам государства, против гигантских банков и корпораций, предавших капитализм и насадивших экономический коммунизм для одного процента, против культа потребления и роскоши, эксплуатирующего и оскверняющего труд, бережливость и предприимчивость. Мы –  за производителей, за частную собственность, за свободу в доме на Холме, где встречаются мечта, традиция и вера».

Насколько реалистичны цели и задачи Движения? Сегодня приверженцев культа Трампа, как уже отмечалось ранее, по американским масштабам немного, где-то вокруг 5 млн. Правда, это – не просто сочувствующие граждане, а люди, готовые принимать личное непосредственное участие на постоянной основе в тех или иных акциях. Создатели Движения, пока замаскированного под культ Трампа, играют, что называется, в долгую. В вашингтонских коридорах власти можно услышать мнения осведомленных инсайдеров, что Сара Пейлин была экспериментом, Дональд Трамп – это неожиданная удача, которой грех не воспользоваться. Но главное содержание работы ближайших четырех или восьми лет, это – подготовка президентства Скотта Кевина Уокера.

Стратегию для достижения долговременной цели Движения разработал Нассим Талеб.  Основные ее контуры содержатся в статье «Побеждает наименее толерантный: Как работает диктатура меньшинства».

В заключение отмечу. Ввиду неизбежности циклического и одновременно системного кризиса глобальной системы хозяйствования, включая и американскую экономику, Д.Трамп имеет большие шансы войти в историю не только как лидер культа, но и как виновник, а возможно, и жертва крупнейшей экономической катастрофы. Вероятно, именно вследствие неизбежности кризиса, все финансово-экономическое крыло администрации Трампа составили крупнейшие финансисты, которые в час Ч постараются решить свои задачи. Что же до Движения, то в контролируемых СМИ оно уже примерно полгода говорит о неизбежности глубочайшего экономического кризиса и проводит различного рода подготовительные мероприятия. Что касается Трампа, в роли жертвы он сослужит особенно большую роль для Движения. Герой и мученик гораздо ценнее удачливого лидера.

ИсточникHRазведка
Елена Ларина
Ларина Елена Сергеевна (1964 г.р.) – предприниматель, аналитик, преподаватель. Постоянный член Изборского клуба. Родилась, училась и работаю в г. Москве. Получила высшее экономическое и юридическое образование, соответственно в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова и Институте международного права и экономики им. А.С.Грибоедова. Генеральный директор компании «Персоналинвест» и соучредитель компании «Хайрест». Подробнее...