«…если Россия будет спасена, то только как
евразийская держава и только через евразийство»
Л. Н. Гумилев
Евразийство как философско-политическое направление зародилось в России в 70-е годы XIX века, когда после отмены крепостного права русская интеллигенция пыталась определить контуры желаемого для страны образа будущего. В двадцатые годы прошлого века интерес к евразийству, особенно в эмигрантской среде, резко возрос, что стало, по мнению Николая Бердяева, реакцией на катастрофу Октябрьской революции. Третья волна интереса к евразийству в последнее десятилетие двадцатого столетия связана с «крупнейшей геополитической катастрофой века» – развалом Советского Союза и поиском путей развития народов в новый переломный период.
Основоположники теории евразийства (П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, Н. С. Трубецкой, Г. В. Вернадский, С. М. Соловьев, Л. Н. Гумилев) рассматривали Евразию как особое географическое, историческое и социально-культурное пространство, общность которого предопределена самой природой. Его историческое развитие, по их мнению, базируется на тесном взаимодействии природно-географического и социально-культурного факторов. Евразийцы отрицали возможность существования единой для всего мира модели социально-экономического и культурного развития. Единственно перспективным для Евразии они признавали путь неподражательного развития, базирующегося на национально-культурных традициях и ценностях и опыте многовекового взаимодействия евразийских народов на принципах добровольности и взаимовыгоды. Они были убеждены, что евразийские народы — союзники, а не конкуренты.
Не удивительно, что эти идеи актуальны и востребованы сегодня, когда все очевидней становится, что эпоха либеральной глобализации подходит к концу. На повестке дня – создание принципиально новой модели мирохозяйственных связей, восстановление значения национального суверенитета, реализация конкурентных преимуществ государств в рамках региональных объединений.
Опыт наиболее успешных интеграционных объединений (в первую очередь в наиболее динамично интегрирующейся Латинской Америке) свидетельствует о том, что региональная интеграция позволяет не только легче проходить кризисы, но и является мощным средством обеспечения экономической и политической независимости. Снятие бюрократических барьеров внутри таких объединений позволяет создавать емкие рынки, что дает дополнительные стимулы развитию экономик. Без снятия бюрократических барьеров во взаимной торговле, выстраивания внутренних связей и создания регионального рынка страны региона обречены на периферийный капитализм и закрепление за ними статуса сырьевого придатка развитых экономик и транснациональных корпораций. Понимание этих закономерностей привело к появлению в конце прошлого века евразийского интеграционного проекта.
Инициатором создания Евразийского Союза выступил в 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В качестве основных направлений взаимодействия им были предложены экономика, торговля, наука, культура, образование, экология. За прошедшие 23 года был пройден большой путь – от хаоса дезинтеграции девяностых до создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), объединившего экономики Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России.
Сегодня страны ЕАЭС с населением, превышающим 170 млн. человек, обладают развитой индустриальной базой, мощным кадровым, интеллектуальным и культурным потенциалом. Их связывает во многом похожая политическая культура и десятилетиями складывавшиеся экономические связи. Географическое положение позволяет странам ЕАЭС создавать транспортно-логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, «завязывать» на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии и в перспективе стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира, экономическим мостом между Востоком и Западом, Европой и Азией. Все это, по мнению президента В.Путина, является залогом конкурентоспособности объединения и его динамичного развития в стремительно меняющемся и сложном мире. Новые перспективы перед странами ЕАЭС открывает успешно развивающееся региональное сотрудничество в рамках ШОС.
Во многих отношениях евразийская интеграция более органична, чем, к примеру, европейская, поскольку она объединяет только экономические пространства и только те функционалы регулирования экономики, от которых предполагается общая выгода. Такая модель значительно привлекательней для участников, чем основанная на принуждении жесткая бюрократическая структура ЕС.
Крайне важной и привлекательной является и гуманитарная составляющая евразийской идеи или «человеческое измерение». Если современный западный либерализм предполагает приоритет материальных ценностей над духовными, то Евразийская стратегия интеграции ставит во главу угла систему духовных и нравственных ценностей, уважение к личности, взаимообогащение культур. Главный лозунг евразийства – к единству через многообразие.
Необходимым условиям реализации огромного потенциала ЕАЭС, является широкая общественная поддержка, прежде всего со стороны молодых граждан Союза. Именно молодежи предстоит определить и сформировать тот образ будущего, к которому она хочет идти и в своих странах, и в рамках евразийского интеграционного объединения. Молодежь – это всегда новые идеи и энергия, огромный интеллектуальный потенциал и особые способности к творчеству, желание идти вперед. Не случайно в 1994 г. с идеей Евразийского Союза Нурсултан Назарбаев выступил именно на университетской площадке – в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.
Сегодня в странах ЕАЭС в общественно-политическую жизнь входит молодежь, мировоззрение и взгляды которой сформировались уже после распада СССР. Это поколение не обладает памятью об общем советском прошлом. После распада СССР внедрение на постсоветском пространстве стандартов и идеологии общества потребления, насаждение ложных ценностей привели к тому, что значительная часть молодежи в наших странах оказалось объектом манипуляций. Этому способствовала и активная работа с молодежью западных фондов, и курс на переориентацию целей образовательного процесса от воспитания человека-творца, способного анализировать и принимать верные решения в изменяющихся условиях к подготовке обученных потребителей. В результате многие молодые люди, особенно те, кто получил или получает образование на Западе, не воспринимают Евразийскую интеграцию, как естественный выбор своих государств.
Поэтому сегодня вовлечение молодежи в широкое обсуждение целей, задач и ценностных ориентиров евразийской интеграции, ее (по выражению одного из главных идеологов евразийства Льва Гумилева) «безальтернативности», формирование просвещенного представления о ее сути, основанной на идеалах дружбы, взаимного уважения и всесторонней поддержки, является чрезвычайно актуальной задачей. Следует признать, что пока информационное освещение интеграционных процессов является явно недостаточным, редкими и скудными являются в СМИ и сюжеты о жизни людей, проблемах и достижениях в союзных странах. Молодежь лучше представляет, как живут, учатся и чем дышат ее сверстники в странах западной Европы, чем в Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии. Скудость информации сдерживает развитие межнациональных отношений и гуманитарных связей на всех уровнях, а молодежи не позволяет в полной мере осознать и оценить масштабы тех перспектив, которые открывает перед ней создание ЕАЭС.
Между тем именно молодежи предстоит стать движущей силой евразийского проекта. Пламя будущих побед и достижений может и должно разгореться от ее пассионарного огня. Когда Л. Н. Гумилев впервые употребил термин «пассионарность», его вызвали на редколлегию журнала «Вопросы истории» и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?» По мнению Л. Гумилева, доминирующими для пассионариев являются их потребность в активности, «повышенная тяга к действию», необоримое внутреннее стремление «к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного…» Пассионарность исключает бездействие, равнодушие и удовлетворенность достигнутым. Без пассионарной энергии ни новую Россию, ни эффективное интеграционное объединение не построить! Пассионарность обладает одним важным свойством – она «заразительна». Это значит, что люди нормальные (а в еще большей степени импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии, происходит индукция пассионарности. Это издавна использовалось в военном деле. Сегодня России как воздух необходим пассионарный всплеск как альтернатива потребительско-обывательскому благополучию.
Пока соцопросы свидетельствуют о том, что молодежь не связывает изменения в стране с собственной активностью. До 80 процентов опрошенных видят главной целью своей жизни рост материального благополучия. Это закономерное следствие распространения идеологии общества потребления и «реформирования» системы образования по западным рецептам. «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других», – именно так сформулировал задачу российского образования бывший министр образования А. Фурсенко, убежденный сторонник отказа от национального суверенитета в образовании … По мнению сильных мира сего и обслуживающих их западных социальных инженеров, люди не должны мечтать о высоком, квалифицированный потребитель, которым легко манипулировать – это как раз то, что необходимо глобальному бизнесу. Поэтому место классического образования должны заменить «компетенции». Подобный удар по нашему образованию – это удар по нашей цивилизации в долгосрочной перспективе. «Хочешь победить врага – воспитай его детей», – гласит восточная мудрость. Кто будет сегодня формировать сознание молодежи, тот будет контролировать и будущее страны. Отказ от воспитания человека-творца означает отказ от собственного будущего. Классическое советское образование всегда сочетало функции обучения и воспитания, подростки в школе видели себя творцами нового, исследователями, мечтали о Высоком, а сегодня школьникам предлагается усвоить и принять образ сытых обывателей…
В последние годы ситуация, к счастью, начала меняться. В послании президента Федеральному собранию говорится: «В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их». Во многом сходные задачи поставил в Республике Казахстан Нурсултан Назарбаев. Эти архиважные задачи должны стать объектом обсуждения и постоянного внимания в рамках ЕАЭС.
Но мало воспитать человека-творца. Государство должно продумать, на какие задачи направить пассионарную энергию и творческий потенциал молодежи. Эта проблема актуальна для всех государств. В России в прежние годы накалу пассионарной энергии молодежи соответствовали такие масштабные задачи как освоение новых территорий (целина, Заполярье, БАМ), защита освоенных рубежей, покорение неба и космоса и др. Эти задачи уже не актуальны, а нового Большого Дела нет. Сегодняшний отказ государства от регулирования пассионарной энергии молодежи ведет к тому, что в погоне за острыми ощущениями большая часть молодежи, сердце которой жаждет подвига, уходит в экстремальные виды развлечений (зацеперы, экстремальный туризм), протестные акции, попадает под влияние внешних экстремистских организаций (от тоталитарных сект до политических движений), совершает «героические подвиги» в квестах и виртуальной реальности. Это означает, что пассионарность молодого поколения растрачивается на ложные цели.
Ценностные ориентиры молодежи определяют направления дальнейшего развития страны, но в тоже время сами эти ценностные ориентиры должны закладываться и формироваться национальным государством, а не навязываться извне. Не может быть политического суверенитета без суверенитета духовного. Молодежь – это наиболее восприимчивая к внешнему воздействию социальная группа. И если государство не будет проводить продуманную, взвешенную и последовательную работу с молодежью, то ориентиры и интересы подрастающего поколения будут формироваться западными фондами и продукцией Голливуда в угоду интересам глобального бизнеса. Если мы не воспитаем человека-творца и не создадим условий для реализации его энергии и творческого потенциала, а будем продолжать выращивать квалифицированных потребителей, то страна обречена на сырьевой статус, зависимое развитие и сокращение населения, а талантливая молодежь будет массово уезжать за границу. Сегодня, по официальной статистике, до 60% победителей международных олимпиад уезжают на работу за границу, а обратно возвращаются лишь единицы… Государственная молодежная политика должна охватывать все уровни – детские сады, школы, систему профессионального образования, вузы, а также такие мощные факторы воздействия на сознание подрастающего поколения как СМИ, кино и интернет. Только тогда мы сами будем определять свое будущее.