Серия гражданских столкновений в США, пик которых пришелся на протесты в небольшом городке Шарлотсвилле, едва ли укладываются в старый советский шаблон о притеснении афроамериканцев и антивоенных активистов репрессивным государством. Как оказалось, разлом в американском обществе проходит не только между «цветным» и белым населением, но гораздо глубже. Два непримиримых лагеря разделяют взгляды на американскую историю и результаты гражданской войны меду южными и северными штатами.
Внешне все происходящее очень напоминает стандартное начало цветной революции по заказу из Вашингтона. Только теперь все привычные протестные технологии применяются внутри страны – по отношению к электорату Трампа, который так и не смог до конца вписаться в американский политический истеблишмент. Повальная борьба с памятниками, восстание против исторических героев, обвинение оппонентов в авторитаризме и фашизме – вот лишь малая часть привычных манипуляционных технологий, которые пущены в ход против американских правых консерваторов и изоляционистов.
О настоящем же кризисе всей политической системы говорят последние опросы населения. 69 % опрошенных устали от двухпартийной системы и хотят, чтобы их интересы представляла третья влиятельная политическая сила. Эти настроения подтверждают также социологи из института icitizen. Таким образом, большинство американцев поддерживают создание новой партийной системы. Годом ранее, согласно опросу института общественного мнения Gallup, за такие изменения выступали 57% респондентов. В целом же стабильно в последние несколько лет растет число американцев, которые в принципе не доверяют всей политической системе США.
Если учесть огромное количество огнестрельного оружия, сконцентрированного на руках у населения, то ситуацию смело можно назвать предвоенной. По крайней мере, угроза вооруженных столкновений разных политических групп не была еще так велика за последние десятилетия. И все это стране, которая всеми средствами навязывает свои представления о демократии всему миру. Себя же они считают самым успешным демократическим государством в мире. Это же самое американское государство сейчас застыло на грани кровавого хаоса.
Для нас и всего остального мира – это хороший урок, который учит опираться на свои политические традиции, культуру и особенности государственного управления. Спасительных рецептов государственного устройства, которые можно механически перенести из одной политической системы в другую, попросту не существует.