В России разработана и планируется к внедрению в ближайшие годы система оплаты проезда по платным дорогам без шлагбаумов и без транспондеров. Это первый шаг к введению платы за проезд вообще по всем дорогам страны. При этом дороги России продолжают оставаться общей бедой. Михаил Леонидович, как вы считаете, почему проблемы дорог не решаются в России ни при какой власти?
– Если мы посмотрим на ситуацию последних лет, то мы увидим, что дороги очень активно строятся. Основная проблема, по которой отсутствуют в нашей стране дороги, состоит в том, что Россия всегда была страной с чрезвычайно низким уровнем логистики.
По традиции — как расселялся русский народ по восточно-европейской равнине? И почему не было конфликтов между угро-финским населением и русским населением? Дело в том, что угро-финское население селилось по рекам. И до сих пор значительное количество рек в центральной России — у них угро-финские названия (в том числе Москва, Волга и так далее).
С чем это связано? Почему русское население двигалось по лесам? Дело в том, что у нас было подсечно-огневое земледелие, которое было устроено следующим образом. Семья или группа семей (две-три), в общем, максимум несколько десятков человек, ранней весной, как только сходил снег, находила в лесу место, вырубала там лес. Из бревен делались хижины-дома (две-три, в зависимости от количества людей). А все, что осталось (пни, ветки и прочее) — сжигалось так, что образовывался очень большой слой золы. И в эту золу они сеяли зерно.
Поскольку эта зола очень сильно повышала качество почвы, то первое время были очень высокие урожаи (два-три года). И, соответственно, на этом месте эта семья жила. А дальше она перекочевывала дальше. И эта семья с, условно говоря, конца октября до начала апреля, полностью была отрезана от окружающего мира. То есть основная мысль русского человека (идущая от очень старых времен) — что все, что у тебя должно быть для жизни, должно быть с собой. И любой обмен — вещь иногда полезная, но желательно нивелировать его. Такие общественные русские архетипы: нам дороги не нужны.
В результате строительство дорог в России всегда было делом центральной власти. А центральная власть что делает? Выделяет деньги и дает задания. И пока эти деньги доходили до тех, кто теоретически должен был бы строить, — уже на них ничего приличного построить было нельзя. Ситуация немножко стала изменяться во второй половине XIX века, когда появились железные дороги. Но и тут довольно быстро стало понятно, что много на этом не заработаешь (то есть период, когда на этом можно было резко заработать, закончился), и темпы строительства железных дорог тоже резко упали.
Сейчас ситуация немножко изменилась — и вот почему. При советской власти дороги строила советская власть. То есть в этом смысле проблема, что местным властям и местным людям это все было не нужно — вроде бы исчезла. Но специфика советской власти состояла в том, что она все время на всем экономила. У нее было несколько направлений, на которых она не экономила (одно из них — оборонка, по понятным причинам). Но экономия приводила к тому, что дороги строились только те, без которых уж никак нельзя обойтись.
К слову сказать, строили-то неплохо. И в сельской местности люди до сих пор ездят по советским дорогам, потому что там асфальта уже сколько лет нового не клали. А сейчас, когда в условиях кризиса государство стало вкладываться в инфраструктуру (с целью поддержания экономической активности), неожиданно местные власти обнаружили, что на строительстве дорог можно очень хорошо воровать. Более того, это очень удобно — потому что совершенно невозможно проверить. И по этой причине строительство дорог (а также укладывание тротуаров плиткой) стало стремительно расширяться. И я склонен считать, что в ближайшие лет пять–десять, если в стране не будет экономического бума по каким-то причинам, то с автомобильными дорогами станет сильно лучше.
Еще одной причиной стало то, что из-за слабой политики государства перевозки по железным дорогам стали слишком дорогими — и очень усилилась роль автомобильного транспорта.