Сегодня наша власть ищет национальную идею, пытается нащупать скрепы, способные сплотить народ России, хочет выработать даже закон о единой российской нации. Однако на этом, без всякой иронии, трудном и тернистом пути особых успехов пока что не наблюдается. Может быть, не там ищут? Или не тот закон хотят разработать? 

Ровно года назад на пленарном заседании Госдумы РФ с эмоциональной речью, посвященной актуальной теме формирования в России государственной нации и места русских в ней, выступил депутат парламента от КПРФ, кинорежиссер Владимир Бортко. 

Парламентский корреспондент Агентства СЗК побеседовал с Владимиром Бортко именно о той проблеме, которую он затронул год назад.

— Когда Вы в своем выступлении говорили о русской нации, Вы имели ввиду политическую нацию?

— Нет, речь шла, я бы сказал, о генетической нации. О той нации, которая есть русские. Политическая нация может складываться из представителей всех наций и народов, существующих у нас в стране. В этом нет ничего плохого – напротив, это замечательно. Но меня интересует нация, которая создала эту страну – а именно русские. Отличаются ли они от французов? Да, конечно. Вот именно это меня интересует и волнует. Где они, русские? У них нет собственного государства, которое, на мой взгляд, есть просто инструмент нации, которым она себя защищает и таким образом собой руководит. У нас, скажем, в стране живут татары, имеющее свое государство. Есть оно и у других наций. А у русских – нет. Мне показалось это странным и несправедливым. Поэтому я и выступил на заседании Госдумы РФ.

— А что такое «русский»? Как Вы определяете это понятие?

— Понятие «русский» – очень простое. Существует генетический код — так называемая гаплогруппа R1a1. Вот носители этого кода и есть русские.

— Но этот код присутствует также у многих славян, которые тем не менее себя русскими не числят… 

— Там, где присутствует этот код, там – и русские. Он есть у русских, у украинцев, у восточных белорусов и, как ни странно, даже у поляков. У последних его поменьше, но он тем не менее присутствует. Это и есть славяне, это и есть, собственно говоря, та Русь, которая была с самого начала. Это не совсем марксистская точка зрения, но я её разделяю.

Я не говорю о том, чтобы другим было плохо – Боже упаси! Я всецело за то, чтобы всем было хорошо, чтобы всё было замечательно и прекрасно. И если мы говорим о политической нации, то это тоже имеет место быть. Но меня интересует, прежде всего, нация, которая сделала наше государство. Те, у которых R1a1 — в крови. А они исчезают. И почему нужно сохранять, скажем, уссурийского тигра (это дело правильное и хорошее), но не сохранять ту русскую нацию, которая есть? А эта нация исчезает, исчезает по 700 тыс. человек в год.

— Как Вы оцениваете идею панславизма в нынешних условиях? 

— Я всецело приветствую идею славянского братства, которое сложилось у нас один раз в истории, и сделал это грузин. Оно располагалось на территории от Адриатики, от бывшей большой Югославии, до Тихого океана, до берегов Японии.

— А возможно ли возродить то, что было сделано тогда?

— Это зависит от самосознания этих славян. Если они понимают свое предназначение, осознают опасность своего исчезновения, это, конечно, будет. А если все продолжится, как сейчас: «Да Бог его знает, кто я такой. Ну и ладно» — тогда ничего и не произойдет. Хотя мне обидно и больно на это смотреть. 

— Сейчас на Украине, в первую очередь, и в Белоруссии, правда, в гораздо меньшей степени, идет самоидентификация населения. И происходит она, в первую очередь, как отрицание своей русскости…

— Если они пойдут и сдадут кровь на анализ, то увидят, что между русским и украинцем никакой разницы нет. И называй себя как хочешь, хоть тем, хоть этим. Танцуй гопак, лявониху или польский народный танец, суть будет одна и та же – кровь, которая у них всех одинакова. Эта точка зрения – не сильно популярная. Но почему ей отказывать в праве на существование? Пусть мне скажут, в чем и где я не прав. Я тут же откажусь от своих идей.

— В фильме «28 панфиловцев» есть такой эпизод. В окопе – русский и казах. Русский говорит, что сейчас мы покажем фашистам, что такое русские солдаты. Его напарник отвечает, что он не русский, а казах. В ответ русский заключает, ты сражаешься за Россию, значит, ты русский… 

— Я не смотрел этого фильма. Но я понимаю эту реплику и всячески ее приветствую. По одной простой причине. Когда я говорил о коде R1a1, я имел в виду очень узкую сторону этой проблемы – а именно национальную. А есть вещи более масштабные – государственные. Например, татары живут с нами на протяжении очень-очень многих лет. И их история не менее древняя и насыщенная, чем наша, русская. Но это не значит, что мы поэтому не должны жить в составе общества государства. Мы обязательно должны быть вместе! Но мне просто обидно, что у татар есть свое государство, у нас – нет. Вот в этом все дело. Я хочу быть с ними на равных – не выше их, а на равных. 

— Запад сегодня сталкивается с проблемой массовой миграции. Но и Россия не избегла этой же проблемы. Есть ли, на Ваш взгляд, сходство в этой проблематике у нас и у них? 

— Конечно, мы очень похожи в этом отношении. Но у нас мигрантов в отличие от западных стран все-таки в большей степени приглашают. Это дешевле, проще. И, кроме того, они выполняют замещающую функцию – своих рабочих рук вроде бы не хватает, значит, будем черпать у соседей.

Тот же процесс происходит и на Западе. Конечно, он, этот процесс, отягощен проблемами. Все-таки культуры очень разные. И конвергенция, проникновение одного в другое, прямо скажем, протекает не очень хорошо.

И у нас с миграцией существует очень большая проблема. Достаточно сказать, что в России при примерно 140 млн населения 10 млн — мигранты. Это уже серьезно, и с этим надо что-то делать. Иначе может кончиться так же, как в Древнем Риме – то есть Рима не стало. То же самое может случиться и с нами, и с нашими европейскими соседями. 

— Сейчас в год столетнего юбилея Октября на экраны страны вышло довольно много исторических фильмов, посвященных тем событиям. И практически все они неоднозначно воспринимаются обществом. Как, с Вашей точки зрения, можно отображать в искусстве исторические события и личности? Есть ли здесь какие-то правила или ограничения? Как относиться к таким фильмам?

— Я думаю, что никак не относиться: хотите смотрите, хотите – нет. У меня очень широкий взгляд на такие вещи.

— То есть Вы за полную свободу художника? За отсутствие цензуры?

— У художника всегда есть самоцензура, а вот цензуры быть не должно. У нас существуют два документа. Один из них называется Конституция РФ. Там написано, что можно делать. Другой – Уголовный кодекс РФ, где обозначено, чего делать нельзя. И если не нарушаются эти документы, тогда всё в порядке, всё хорошо. А всё остальное: нравится, не нравится, смотреть, не смотреть – это личное дело каждого.

Был в свое время художник, с которым поддерживал отношения Папа Римский. И папа предложил художнику расписать одну церковь. Художник выполнил заказ. А когда папа пришел и увидел роспись, он чуть в обморок не упал – там были одни голые люди. Хотели даже все закрасить. А это была Сикстинская капелла, а художника звали Микеланджело.

ИсточникАгентство СЗК Зиновьевского клуба
Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...