Признание Трампом Иерусалима столицей Израиля, решение не столь опрометчивое, если оценивать его с точки зрения интересов США. Здесь Трамп действует вполне последовательно и дальновидно с точки зрения того, как он понимает историю и продолжение реализации американской стратегии на Ближнем Востоке.
Проиграв военную кампанию в Сирии, Америка потеряла динамику наступления, реализация плана Great Middle East встала, а противники США в регионе почувствовали свою силу. В этой ситуации Израиль, как кажется в Вашингтоне, продолжает вести себя пассивно – не активно участвовал в сирийской кампании, вёл переговоры с Россией, да и в отношениях с палестинцами никакой динамики – вновь наблюдается вялотекущий локальный конфликт не подразумевающий перелома. По сути Израиль просто сдерживает ситуацию в режиме status quo. Такими темпами Америка вообще потеряет контроль над регионом. Отсюда необходимость действия, которое бы катализировало происходящие на всём Ближнем Востоке процессы, вернуло Израиль в состояние тонуса, дало зацепку для американских стратегов вновь полноценно развернуть американское присутствие. Ведь любое обострение для США – это повод для вмешательства, а значит, возможность вновь продемонстрировать, «кто в доме хозяин».
Стратегически здесь всё выверено, последовательно и логично. Если Make America great again – это всерьёз, то другого варианта и нет. Тут Трамп наконец-то поступил не как пиарщик, а как стратег. Но каковы же издержки? Рассмотрим гипотетические варианты последствий.
Для Америки главная издержка – это возможность возникновения интифады… на территории самих США. Америка переполнена исламистами и как эталонное сетевое государство сплошь покрыта их сетями. Поэтому основная задача администрации Трампа на сегодня сделать так, чтобы политические структуры арабской Палестины не установили логической цепочки, связывающей интересы США с теми издержками, которые получит Палестинская автономия и Сектор Газа в связи с обострением ситуации. Грубо говоря, сделать так, чтобы во вновь вспыхнувшем конфликте не были обнаружены ни подлинные стратегические интересы США, ни истинный заказчик происходящего.
Вторая издержка от принятого Трампом решения – судьба самого Израиля. Тут всё сложнее. С одной стороны признание Иерусалима столицей Израиля поднимает его престиж на мировой арене. Но это только среди т.н. «цивилизованных», с точки зрения Запада, государств. С другой стороны – Израиль оказывается в состоянии штрафбата, брошенного в прорыв по минному полю, но попавшего в окружение. Фактически Израилю, который сейчас и так отбивается по всем направлениям, придётся вести полномасштабную войну на два фронта. В этом есть ещё одна опасность, суть которой связана с вновь возникшим сирийским фактором.
Сегодня сирийская армия после успешного разгрома ДАИШ находится на таком пике своей боеспособности и морального подъёма, какого не было никогда ранее, и, возможно, уже не будет. Это подкреплено серьёзным повышением качества вооружения и техники. Но самое главное – боевой дух, плюс сильная инерция – сирийская армия только что находилась в состоянии максимальной интенсивности ведения войны, и, как и любая другая армия, находясь в максимальном тонусе и мобилизации, вряд ли сможет сейчас моментально демобилизоваться, распуститься и перейти в режим повседневности. В этой ситуации главная задача как американских, так и израильских стратегов, не дать возможности сирийскому руководству обернуть свой взор в сторону Голанских высот.
Проиграв их когда-то в войне с Израилем из-за несостоятельности своей армии, Сирия (если в принципе рассматривать военное возвращение этой стратегически важной точки), если когда и сможет их вернуть, так это именно сейчас, когда её армия находится на пике боеготовности. Осуществляя стратегическую оценку происходящего, нельзя исключать и такого варианта развития событий. В этом случае Израилю как раз таки и придётся вести именно войну, и именно на два фронта, исход чего крайне не предсказуем. Задача израильских политиков – максимально отложить такой сценарий, выиграв время на то, чтобы разобраться с новым обострением в Палестине, – либо, в идеальном случае, совсем исключить.
Эти два обстоятельства – интифада в США и война Израиля с Сирией – могут разрушить американо-израильскую коалицию. И это ещё один риск, которого ни Америке, ни Израилю нельзя допустить. Первая при таком раскладе окончательно будет удалена из ближневосточной ситуации в качестве главенствующего актора, Израиль же, в таком случае, окажется в самых тяжких обстоятельствах за всю свою историю, и не известно, сохранится ли он после такого испытания вообще.
Таким образом, учитывая совокупность факторов, можно признать, что принимая решение о статусе Иерусалима, Трамп пошёл ва-банк. Если разворачивающиеся сегодня события в Палестине приведут к новому триумфальному перезапуску американского присутствия в регионе – Трамп, не давший Израилю заснуть, выйдет победителем, надолго повергнув всех своих противников, обеспечив, тем самым, весьма вероятное переизбрание на второй срок. В случае же, если Трампу не удастся устранить возникающие риски – интифада на территории США и война Израиля с Палестинской автономией и Сирией на два фронта – Трамп окончательно провалит свою миссию, перехватив пальму первенства в рейтинге президентов-лузеров у Барака Обамы, после чего будет навсегда вычеркнут из американской истории побед и триумфов.