18 декабря, выступая на заседании Совбеза ООН, постпред США Никки Хейли сообщила о планах Вашингтона ужесточить санкции против Ирана. По словам Хейли, это ответ на поставки Тегераном тяжелого вооружения йеменским хуситам, которые наносят удары по Саудовской Аравии.
Как это скажется на судьбе Ирана и как долго Вашингтон будет вести санкционные игры против стран-оппонентов, рассказал главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.
— Как можно оценить такой шаг со стороны США?
— Я могу объяснить это явление только тем, что после опубликования «Национальной стратегии в области безопасности», в которой Иран назван в числе угроз для Соединённых Штатов Америки, Вашингтон переходит от слов к делу.
Представляя новую доктрину национальной безопасности, Трамп сделал особый акцент в своей речи на том, что он не сертифицировал эту ядерную сделку с Ираном. То есть, по существу президент сделал первый шаг на пути выхода США из иранской ядерной сделки.
Соединённым Штатам Америки неоднократно указывали (в частности, российские дипломаты) на то, что многие санкции, принимающиеся в отношении Северной Кореи, России и Ирана, являются односторонними американскими санкциями: они не проходят через Совбез ООН, они не имеют (до известной степени) международной легитимности. По всей видимости, постепенно этот факт дошел до сознания Вашингтона…
Вашингтон пытается найти всевозможные обходные манёвры, чтобы дезавуировать иранскую сделку и подтолкнуть сам Иран к возможному выходу из нее, облегчить Америке такие шаги.
Сегодня этот вопрос является принципиально важным. Соединённым Штатам Америки важно посмотреть на реакцию Китая, реакцию России как гаранта иранской сделки, и на весь этот треугольник Россия – Иран – Северная Корея, которые, согласно американскому законодательству, отнесены в разряд противников Соединённых Штатов Америки.
Сегодня для нас это основная проблема. Опасность заключается в том, что, даже если с точки зрения международного права американские санкции безупречны или имеют небольшое количество изъянов, совершенно очевидно, что при возможности американцы постараются использовать этот прецедент для дальнейшего давления на КНДР. Это в условиях, когда российская сторона уже прямо заявила о том, что возможности санкционного давления исчерпаны, и в перспективе — на Российскую Федерацию. Значит, это попытка использовать невмешательство Совбеза, несмотря на то, что Россия имеет право вето вместе с Китаем.
Я думаю, в проблеме с санкциями главным станет то, какую позицию займут Россия и Китай. Если кто-то из них по взаимной договорённости наложит вето на пакет санкций, то тогда, естественно, эти санкции не пройдут. Тогда американцам покажут, что использование механизма Совбеза ООН для международной подпорки санкционного режима против КНДР, Ирана и России бесперспективно.
Если же каким-то образом эти санкции пройдут, если Россия и КНДР воздержатся, то возможна дальнейшая эскалация и ухудшение ситуации вокруг Ирана. Американцы на этом могут не остановиться, считая, что вокруг Ирана создается система международной изоляции, о которой и говорилось в доктрине национальной безопасности.
Сегодня американцы пытаются отнести к «изгоям» эти три страны – Иран, Северную Корею и Россию. Этим, на мой взгляд, и объясняются заявления Хейли о том, что в ближайшее время будут внесены соответствующие проекты действий против Ирана. Мы должны понимать, что американцы мыслят стратегически в этом вопросе.
— А что может стать следующим шагом? Ведь они планомерно давят на Иран санкциями?
— Задача не просто создать изоляцию вокруг Ирана, но и подтолкнуть сам Иран к тому, чтобы постепенно выходить из этой сделки. Иранская сторона сделала заявление, что если будут наложены санкции, то в таком случае страна будет пересматривать свое отношение к ядерной программе. Что делают Соединённые Штаты Америки? Они ввели пакет санкций с тем, чтобы воспрепятствовать созданию ядерного оружия у Ирана. В итоге эти санкции привели к тому, что в 2015 году была заключена иранская ядерная сделка. Санкции, соответственно, стали снимать.
Тогда американцы сделали хитрый шаг. По существу, тот же санкционный режим, которые они вводили против ядерной программы, они теперь пытаются ввести против ракетной программы. То есть, независимо от того, как выполняется санкционный режим, он остается прежним, американцы и далее пытаются сохранить ограничения.
Естественно, Иран в сложной ситуации. Получается, что, заключив эту сделку, он остается в положении страны, которая ничего для себя не выгадала. Дальнейшее выполнение условий ядерного соглашения становится нецелесообразным, поскольку Иран, заключив эту ядерную сделку, ничего не получил взамен (а взамен ему обещали ослабление санкционного режима).
Игра американцев заключается в том, чтобы подтолкнуть Иран к тому, чтобы он со своей стороны сделал шаги для невыполнения соглашения, а потом сказать – вот, видите, Иран не выполняет соглашение. Тогда речь пойдет о денонсации этого соглашения со всеми последствиями.
Кроме того, США пытаются подвести под Иран систему международной изоляции. Система международной изоляции создаёт ощущение, что все мировое сообщество включается в процесс, а затем следует смена режима, возможность силового решения этой проблемы и пр.
— Какова будет позиция ООН? Если ООН не поддержит, будут ли США действовать в одностороннем порядке?
— У ООН две позиции. Основная – это позиция России и Китая. Совбез ООН может принять. Если Россия или Китай, или Россия и Китай наложат вето, тогда эти санкции не пойдут. Могут быть приняты какие-то декларативные вещи, и они не будут иметь принцип обязательного исполнения.
Если Россия и Китай воздержатся либо проголосуют в поддержку этой ситуации, то в таком случае этот режим может считаться международной нормой, и будет обязательным для других членов ООН (в данном случае, стран Западной Европы, азиатских стран – тех, от экономических связей которых зависит экономическое положение Ирана).
Россия сама находится в этом же положении, и сегодня это остается проблемой и для нас. Совершенно очевидно, что следующим в этом возможном списке давления можем быть мы. В соответствии с американским законом, в феврале будут представлены доклады Минфина и других служб, связанные с возможностью связей олигархов с предвыборными кампаниями. Некоторые люди могут попасть в санкции — не только американские, но и международные.