· Время можно рассматривать метафизически, линейно – но это оптическая иллюзия. Со школы мы привыкли рассматривать время как линию со стрелочкой – в этом смысле слова Нового года нет. Есть только длительность и необратимость.
· Новый год, напротив – часть циклического времени, времени сезонов. Смерть дает место жизни, а змея-линия кусает собственный хвост. Это антиматематическое, антифизическое явление, которое отражает другие пласты нашего сознания.
· Представление о линейности времени создает серьезную физическую проблему. В физике есть явление бифуркации – когда частичка оказывается перед выбором, куда лететь дальше. Физики понимают бифуркацию так: частица действительно не знает, куда двигаться, и может полететь с равной степенью вероятности направо или налево. Мы же обычно думаем, что куда частичка полетела, там и было необратимое течение времени.
· Тогда образ линии времени рушится – потому что само время расщепляется, раздваивается. Пути от точки бифуркации равновероятные. Это требует от нас другой модели времени.
· Если частичка могла с такой же вероятностью двигаться в другом направлении, то время имеет не только длину, но и площадь.
· Гастон Башляр говорил о том, насколько важно воображение в строгой науке. Если допустить плоскость во времени, то частичка в каком-то смысле получает свободу выбора. Если мы признаем пространственность времени, у нас возникает открытое будущее. Мы выходим из-под власти рока линейности. Значит, возможен Новый год, возможно то, что не происходит. Альтернативная история (как «Человек в высоком замке»), выбор, который мы не сделали, никуда не исчезает, он имеет онтологический характер. И существует не как возможный, а как действительный путь. Если изменить геометрическое представление о времени, мы придем к очень интересным выводам.
· Новый год – это праздник свободы, он о том, что следующий год будет не таким линейным и жутким, как предыдущий. Наша задача как людей – обрести точку Нового года в самих себе, дать возможность новому началу сбыться. Мы сами создаем линейную фатальность, но есть и другие пути. Точка бифуркации, когда стрела времени превращается в змею, захватывающую свой хвост, это может быть поводом подумать, что такое истинная свобода, и пока не поздно, сменить режим.
· Куда бы мы ни шли, мы всегда идём не туда. Это не значит, что другая сторона будет правильнее – пойдем в другую, и та будет неправильной. Есть момент свободы, Нового года, сбоя детерминированных представлений, когда открывается возможность пойти не туда, в другое экзистенциальное пространство, открывающееся внутри нас. Пойти в сторону начала. И Новый год – отличный повод об этом подумать.