США собираются создать новую ядерную боеголовку с зарядом малой мощности. Одновременно администрация президента США Дональда Трампа планирует ослабить ограничения на использование ядерного оружия. Об этом в среду, 10 января, сообщила газета The Guardian.
Издание ссылается на бывшего старшего директора Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джона Вулфстала, который консультировал экс-президента Барака Обаму. По словам Вулфстала, боеголовка будет использоваться на модифицированных ракетах Trident D5, установленных на подводных лодках. Главной целью переоснащения считается «сдерживание России от использования тактических боеголовок в конфликте в Восточной Европе».
По данным The Guardian, США также расширят перечень условий, являющихся обоснованием для применения ядерного арсенала, включая ответ на атаку без применения ядерного оружия.
Напомним: ранее США выпустили обновленную Стратегию национальной безопасности. В ней говорится, что Россия и Китай — это «ревизионистские державы», которые бросают вызов процветанию Америки и стремятся подорвать ее безопасность.
Чтобы лучше соответствовать новой реальности, отмечается в стратегии, Вашингтону необходимо «переосмыслить политику последних двух десятилетий». Эта якобы провальная политика, по заявлению Трампа, состояла в том, чтобы через «сотрудничество с противниками, их включение в международные институты и глобальную торговлю постепенно превратить эти страны в добропорядочных партнеров».
Одним из главных инструментов сдерживания противников Вашингтона, согласно документу, как раз и будет ядерное оружие. Его президент Трамп называет «основой американской стратегии по сохранению мира и стабильности, отражению агрессии против США, их союзников и партнеров».
Не исключено, что теперь США увеличат ассигнование на модернизацию своего ядерного арсенала. Согласно докладу Бюджетного управления Конгресса от 31 октября 2017 года, на начатую еще Обамой программу ядерного перевооружения США в ближайшие 30 лет потребуется около $ 1,2 трлн. ($ 800 млрд. на содержание и $ 400 млрд. на модернизацию). С учетом новых планов, этих средств может оказаться недостаточною
Неслучайно, едва придя к власти, Трамп дал поручение министру обороны Джеймсу Мэттису провести собственный аудит ядерных сил США.
Американские военные и прежде заявляли, что хотят получить менее мощный, но более «умный» ядерный заряд. Эти задачи была призвана решить новая атомная авиабомба B61−12, которая получит боеголовку изменяемой мощности (до 50 килотонн), и поступит на вооружение предположительно в 2020 году. Для начала 20 бомб B61−12 будут размещены в Германии на авиабазе Бюхель, в перспективе — в Турции и Италии. Но теперь, как видим, США планируют оснастить «умными» ядерными боеголовками еще и «Трайденты».
По сути, Вашингтон собирается понизить порог применения ядерного оружия — вместо средства сдерживания такие вооружения потенциально становятся оружием поля боя.
— Чем грозят эти планы России, чем мы можем ответить США?
— США еще в 2000-м провели так называемый ядерный обзор, и пришли к выводу, что далее наращивать стратегические ядерные вооружения не имеет смысла, — отмечает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — Американцы тогда приняли за основу, что стратегические ядерные арсеналы не могут быть использованы по назначению, поскольку это вызовет глобальный ядерный конфликт. И что развивать вооружения следует в другом направлении.
Именно поэтому 18 января 2003 года США приняли концепцию быстрого глобального удара. Эта инициатива, напомню, предполагает разработку системы, позволяющей гарантированно нанести массированный удар неядерными вооружениями по любой точке планеты в течение одного часа. Тогдашний президент США Джордж Буш-младший подписал соответствующие директивы, в результате часть средств на содержание ядерных арсеналов была направлена для финансирования разработок в рамках новой концепции.
Действуя в этом русле, США для начала демонтировали с четырех подводных лодок класса «Огайо» межконтинентальные баллистические ракеты «Трайдент», оснащенные разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением. МБР они заменили обычными «Томагавками» — по 158 ракет на подлодку.
Этот опыт стал отправной точкой поиска, как использовать стратегические ядерные вооружения в рамках концепции быстрого глобального удара. В конце концов, как мы видим, американцы приступили к разработке миниатюрных ядерных боезарядов для МБР, в том числе, для Trident D5.
Эти ракеты США действительно планируют использовать на поле боя. И решения администрации Дональда Трампа на этом направлении не являются чем-то принципиально новым.
— Для нас действия Вашингтона создают угрозу?
— Конечно, определенную угрозу миниатюризация ядерного оружия представляет. Тем более, как четко указывает The Guardian, речь идет о возможном применении такого оружия в Восточной Европе.
И надо понимать: риск применения ядерных зарядов малой мощности на реальном театре военных действий значительно выше, чем «классических» стратегических МБР.
В свое время я лично задавал вопрос замминистра обороны США: зачем Америка работает над созданием миниатюрных ядерных боеприпасов? Мне отвечали: чтобы выкуривать диктаторов, которые прячутся в бункерах. Но теперь нет сомнений, что целью являются не абстрактные диктаторы, а Россия и Китай.
— Чем мы можем ответить США?
— Мы американцев с ответом, можно сказать, упредили. Еще в 2015 году мы вписали в свою военную доктрину, что будем применять тактическое ядерное оружие даже в случае неядерной агрессии, которая будет угрожать существованию России. Это и есть наш ответ — и на угрозу быстрого глобального удара, и на возможное применение американцами ядерных боезарядов малой мощности в Европе.
На деле, повторюсь, главная проблема — в огромном риске. Если миниатюрные ядерные заряды будут пущены в ход, конфликт очень быстро может перерасти к обмену полновесными ядерными ударами. Потому что, когда летит ракета «Трайдент», на ней не написано, несет ли она маломощный ядерный боезаряд, или же полноценный стратегический.
Это значит, что Трамп, давая «добро» на разработку нового ядерного боезаряда, откровенно играет с огнем.