Слова Путина, сравнившего хранящееся в Мавзолее тело Ленина со святыми мощами христиан, много более значимы, чем может показаться. И значимы и в светском плане, и в религиозном.

Политически, в светском плане, общая мировоззренческая, своего рода гносеологическая позиция христианства и коммунизма (ленинизма) во многом совпадают, как позиции последовательного монотеизма и атеизма: оба они считают, что мир един, что законы его едины, что человек в полной мере может считаться человеком тогда, когда имеет нечто большее, чем его физиологическое существование — имеет ценности, ради которых может жертвовать жизнью.

Христианство (как и другие религии Книги), считает, что человек был создан богом в акте творения, то есть, что человека создал Труд, и Бог завещал ему трудиться в поте своем для искупления первородного греха.

Коммунизм считает, что человека создал Труд, и только в труде Человек может в полной мере реализовать себя и свой творческий потенциал.

В этих посылах можно увидеть и определенное различие, и много общего – в зависимости от складывающейся ситуации. Тут вообще есть очень много достаточно интересных нюансов – но дело в том, что сегодня, когда речь идет не о споре, какая ветвь представлений о единстве мира и истины выше – атеистическая или монотеистическая, а о том, сохранится ли в принципе представление о единстве мира, его законов, истины и значении нематериальных ценностей для человека, или процессы социального регресса обрушат его еще ниже уровня монотеизма, к политеизму и варварству.

И в этих условиях последовательный монотеизм и научный атеизм марксизма-ленинизма оказываются естественными союзниками, удерживающими человеческую цивилизацию от обрушения в варварство и дикость.

В России сегодня за сохранение естественно-цивилизационных ценностей, культуры, национального суверенитета и социальной справедливости выступают и коммунисты, и Русская Православная Церковь.

При этом подчас они опираются на поддержку одних и тех же людей – но при этом же их разделает прошлое. Церковь не приняла большевиков и Октябрьскую Революцию, РКП(б) и Советская власть ответили им, как отвечают контрреволюционерам: «Со всей пролетарской решительностью».

Церковь заняла контрреволюционную позицию в годы Гражданской войны и позже, антикоммунистическую – в 90-е. Наследники большевиков ответили антицерковной политикой. Постепенно противостояние стало смягчаться, хотя и не закончилось. РПЦ даже, похоже, готова примириться со Сталиным (одно из наиболее влиятельных внутрицерковных течений – «православный сталинизм») — но не готова с Лениным.

Но Путину для выборов и для стабильности страны – и стране для развития и сохранения суверенитета — нужны и одни, и другие. И политически этот союз необходим, тем более, что почитатели Ленина и коммунизма, русского православия и Путина – это очень часто одни и те же люди.

А вопрос о Мавзолее и перезахоронении Ленина очень мало значит для власти, пока не будируется, но создает сильное напряжение по содержательно малозначимому для нее поводу, когда понимается: по данным опросов к столетию Революции 38% считают захоронение Ленина в Мавзолее неправильным, 39% не видят в этом ничего плохого, 18% считают это верным и заслуженным.

Одновременно 32 % — за перезахоронение как можно скорее (причем в последние годы их число снижается), 31% полагает, что можно перезахоронить, «когда уйдет поколение, для которого Ленин по-прежнему дорог», 31% — что тело Ленина навсегда должно остаться в Мавзолее.

При этом о своем доверии к РПЦ говорят 48% граждан, о том, что Ленин действовал в интересах большинства говорят 65%, 58% сожалеют о распаде СССР и 52% считают, что его можно было избежать.

РПЦ осудила политику 90-х гг, и выступила против сплошной негативной оценки советского периода, объявив подвиги советского народа и успехи СССР сохранением начал православия.

Но есть и другой пласт, в чем-то — на смысловом уровне – даже более важный.

Большевики, придя к власти, действительно развернули борьбу против религии, исходя и из принципов своей идеологии, но много больше – отвечая на борьбу, развернутую против них. При этом именно Ленин подписал Декрет об отделении церкви от государства, которым как гарантировал свободу совести и выбор вероисповедания, так и закрепил право верующих на безвозмездное пользование помещениями, необходимыми для религиозных нужд – до этого почти двести лет Церковь была учреждением государственной власти.

Но придя к власти и развернув борьбу против Церкви, большевики вовсе не имели перед собой ту церковь, которую по легенде создавал Христос: они имели перед собой разлагающийся институт и корыстолюбивый институт, утрачивающий моральный авторитет в обществе, задыхающийся от роскоши иерархов, вполне сравнимый с состоянием институтов иудейской веры, когда в мир пришел Христос и очистить которую от разложения он пытался – здесь и изгнание торговцев из храма, и большое обличение фарисеев, и знаменитый 34-й стих 10-й главы от Матфея:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36И враги человеку — домашние его.
37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».

Не вдаваясь в многовековые споры о толковании – все очень похоже.

С религиозной точки зрения, большевики, придя в мир почти две тысячи лет спустя после прихода (по легенде) Иисуса Христа, делали именно то, что делал он – пытались очистить мир от греха, взять на себя искупление и сделать человека хозяином своей судьбы.

Понятно, что взялись они, скажем так, много энергичнее, чем их предшественник, и его обещание меча, «отделяющего чистых от нечистых», исполнили всерьез. Но, с одной стороны – стоило ли прийти, опираясь на опыт двух тысячелетий, чтобы не избавиться от определенной доли идеализма. А с другой – жизнями-то они, как и он, расплачивались своими и на кресты восходили вполне буквально. И не ожидая воскрешения, а веря в то, что жертва их не напрасна.

И то, что мир после их прихода стал чище и справедливее, все-таки отрицать не приходится. Хотя царства божьего они на земле построить и не успели, показали людям, что просто так никто им подарки-чудеса преподносить не будет: нужно самим, в поте лица и не щадя живота своего.

В этом смысле, сущностно религиозном, Ленин и большевики пришли в Россию ровно с той же миссией, что и Христос в Палестину. Первым делом, кстати, прекратили войну, отменили смертную казнь и разделили хлеб между неимущими.

И получили в ответ ровно то же сопротивление новых религиозных фарисеев, что и он. И ровно так же не были признаны и предназначены на расправу служителями тогдашнего Православия (тогдашнего), что и Христос две тысячи лет назад – только на Голгофу вести себя не дали, обнажив некогда обещанный им Меч, обнажили, отделяя чистое от нечистого «всерьез и надолго», но все-таки обнажили в ответ. И не первыми в истории Христианства.

Кстати, если тогда Церковь объявляла Ленина и большевиков посланцами дьявола, можно вспомнить, что и некоторые из фарисеев утверждали, что Христос изгоняет бесов силою Вельзевула: только за кем же была тогда истина – за Христом либо за фарисеями.

Тогда, две тысячи лет назад, мир и церковь погрязли в грехах и, по легенде, Сын Божий пришел в мир ради очищения веры, спасения мира – и мир своей жертвой спас.

Но тогда почему мы не хотим увидеть и признать простое: если принять как факт возможность прихода в мир посланцев Бога с предназначением исправления и искупления грехов Мира, Церкви и Человека…

Что мешает признать, что Ленин и большевики пришли в мир не сами по себе – что такова была воля Господа, и пришли не как наказание – а как Спасение…

Можно спросить, почему, если господь хотел спасти Мир (среди прочего к этому моменту шло невиданное: Первая мировая война, на тот момент – самая кровавая из всех прежних войн и по сегодняшний день – самая бессмысленная), почему он вновь не послал в Мир Своего Сына?

Вы вот, если однажды ваш сын кинется в толпу хулиганов призывать их к порядку и вернется в переломанными ребрами, пустите его во второй раз? Или найдете иной способ: вызовете спецназ. Вот Господь и создал свой Спецназ для очищения мира.

А почему, собственно, он должен был повторять ранее сделанное… Бог креативен – он нашел новое решение.

Кода-то он дал обрести плоть Сыну от Духа Святого и Девы Марии. Почему ему было не вдохнуть Святой Дух в плоть большевиков… Красным заревом под Красными знаменами они прошли над Землей, ее очищая – и победили.

Берется ли кто-то утверждать, что Господь не имел силы свершить это…

Возможно, кто-то скажет, что их методы слишком противоречили тем, которыми воспользовался Сын Божий. И Христос такого никогда бы не совершил. Кто знает – пути Господни неисповедимы. Только, возможно, в этот раз Отец потому и послал не его, а как может наказывать Отец – он показал еще тогда, в Содоме и Гоморре. Взгляните на написанную в багровых тонах Феофаном Греком икону Бога Отца – есть ли сомнения, что этот Бог способен на многое…

Итак, рабочая версия: Ленин и большевики были посланы Богом отцом с той же миссией, с которой две тысячи лет назад в мир пришел Бог сын. Понятно, что все сказанное предельно противоречит всем церковным трактовкам этих событий.

Но и приход сына Божьего не был признан иудеями. Настолько, что именно они послали его на крест: не римляне – Синедрион.

Иудеи не признали и отвергли Христа, Русская Православная Церковь начала 20-ого века отвергла Ленина и большевиков.

Христос, правда, честно говорил, кто он такой. Большевики – не говорили. Но не поверили и Христу… Большевики помнили стих о лжепророках и стали уподобляться им, не стали объявлять себя теми, кем были, следуя завету «По делам* их узнаете, кто они». И народ их признал. Мздоимцы – отвергли.

Иудеи были наказаны и рассеяны по всему миру. Русская Церковь, в общем-то, тоже. На них – грех распятия Христа, сына Божьего. На ней – грех отчаянной борьбы против большевиков, несших Святой Дух посланцев Господа.

Как по Святому Писанию отвечают за противление воле Господа? И как эту вину искупают…

Как искупать ее иудеям – их дело, но за две тысячи лет они вынесли немало. Но две тысячи лет искупали.

А вот как Русской Православной Церкви искупать… Может быть, все ее страдания и несчастия – именно наказание за этот Грех…

И если так – путь искупления один: Покаяние.

Вспомнить, что Адам был изгнан из Рая не столько потому, что вкусил запретный плод, сколько потому, что пытался скрыть это от Бога и не покаялся.

Тогда Русская Церковь должна, во-первых, покаяться перед Господом.

Во-вторых, признать свою вину и покаяться перед большевиками.

В-третьих, причислить Ленина и его сподвижников к лику святых – и канонизировать.

Она, конечно, может этого не делать – но тогда так и останется не до конца непризнанной сама — ни Господом, ни людьми.

ИсточникКМ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...