Предвыборная кампания, как это, собственно, и должно было случиться, серьезно обострила внутриэлитные «разборки» в нашей стране. Причем, судя по всему, наиболее пострадавшей стороной может стать «семейно-либеральная» группа. Хотя бы потому, что ее главная «крыша» на мировом уровне, международные банкиры, сама оказалась в сложном положении, явным признаком чего является победа на выборах в США Дональда Трампа.
Наиболее яркими симптомами этой тенденции стали дела Белых и Улюкаева (напомню, что первый был назначен на свой пост по протекции Волошина, главного координатора «семейных», а второй был верным оруженосцем Гайдара и практически несменяемым членом либеральной команды в системе государственного управления), а также недавняя история с «рыбкой», которая, скорее всего, стала последним доводом к тому, что Дерипаска всерьез начал рассматривать вопрос о переносе своей штаб-квартиры в Красноярск. Но если это предположение соответствует реальности, то должны быть и другие признаки активности, не на политическом (а перечисленные фигуры, все-таки, политического уровня), а на бизнес уровне.
Напомним, что практически весь бизнес, возникший под патронажем семейно-либеральной элитной группы, был выстроен на приватизации и рейдерстве. Люди, которые его составляют, не предприниматели, они сами бизнесом заниматься не умеют и не любят, их стихия — отбирать и разворовывать под прикрытием государства. Собственно, именно по этой причине семейно-либеральная команда оказалась органически не способна вывести нашу страну на траекторию устойчивого роста и именно по этой причине сегодня она активно пытается помешать Путину вновь стать президентом России.
Я много про это писал, но одно дело абстрактно писать, а другое — видеть, что засилье семейно-либеральной команды и ее методов коррупционного управления экономикой и финансами (я напомню, что когда Путин пришел в Кремль, эта система уже была выстроена) приводит к крайне негативным последствиям. Собственно, напряженность ситуации связана как раз с тем, что терпеть эту часть элитной группировки без серьезной угрозы внутреннего раскола страны уже практически невозможно и Путин, который очень долго пытался избежать гражданской войны (по крайней мере на элитном уровне), скорее всего, понял, что если серьезных изменений в элите не произвести, то избежать очень серьезных эксцессов не получится. Разумеется, точного ответа на этот вопрос мы не знаем, но есть очень серьезные симптомы, что соответствующие процессы идут.
Как следствие, политические игроки семейно-либеральной команды должны консолидировать свои ряды в рамках предстоящей борьбы с Россией вообще и с Путиным в частности (ну, еще и с Трампом на мировом уровне, но тут им уж точно ничего не светит). В том числе, используя еще имеющийся административный ресурс, захватить как можно больше собственность в свои руки. Одним из наиболее ярких моментов в этом процессе, судя по всему, является схватка за Тольяттиазот. Очень крупное и очень успешное предприятие (в том числе потому, что избежало захвата семейно-либеральной группой), сегодня находится под угрозой рейдерского захвата Дмитрием Мазепиным.
Персонаж этот является ярким представителем пресловутой семейно-либеральной группировки (в конце 90-х работал заместителем Шувалова в Российском фонде федерального имущества, Волошин возглавлял совет директоров в его структурах), ключевыми экономическими механизмами которой является вывод активов из действующих предприятий и взятие невозвратных кредитов. Более подробно легко прочитать в СМИ (вот первое, что мне попалось на глаза), можно только резюмировать, что вся его история последних 15 лет — это череда таких мероприятий и сегодня встал серьезный вопрос о том, что что-то нужно возвращать.
При этом выведенные за границу деньги, с большой вероятностью, невозможно будет легализовать в рамках той кампании, которую начали в западных странах, а долги-то, прежде всего, российским госбанкам, остались! Более того, не очень очевидно даже, а все ли выведенные деньги находятся под контролем самого Мазепина, а не переданы «старшим» представителям его политической группировки, в том числе, на борьбу с Путиным. Уезжать из страны в такой ситуации достаточно страшно и значит, срочно нужны ресурсы для погашения долгов. Судя по всему, их источником и должен стать Тольяттиазот.
Те компании, которые сегодня контролирует Мазепин, находятся в далеко не лучшем состоянии, в частности, уже обременены серьезными долгами. А значит, он просто неминуемо должен как-то действовать и активность в отношении Тольяттиазота очень хорошо иллюстрирует как общее состояние дел в «семейно-либеральной» группе, так и личные проблемы самого Мазепина.
При этом времени остается мало, чтобы не сказать, очень мало. А это значит, что активность в части организации рейдерского захвата в ближайшие месяцы будет только нарастать. Другое дело, что времена, все-таки, уже изменились. Если в 90-е — начале 2000-х защиты от активности «семейно-либеральной» группировки практически не было, то сейчас ситуация стала меняться, причем, весьма возможно, после выборов она измениться коренным образом. Это не значит, конечно, что такого рода деяния прекратятся: «прихватизаторы» ничего другого делать не умеют, а ресурсов они нахапали за предыдущие годы много. Так что проблемы для страны они еще создавать будут, причем долго. Но пришло время серьезно дать им по рукам!