— Сегодня в разных газетах пишут, что наши олигархи в панике. Однако о том, что финансовая разведка США разместит в январе-феврале новый санкционный список, куда попадут люди из окружения Путина, было известно давно. Неужели они не подстраховались?
— Сделать ничего нельзя по двум простым причинам. Первая — АНБ с 2004 года, как я уже сказала, контролирует все транзакции. Вторая — действие американцев носит экстерриториальный характер. Их решению подчиняется любой банк, имеющий долларовые счета, где бы он ни находился, а также компании, оперирующие с долларами. А это весь мир.
— Поступает также информация, что российские олигархи якобы наводнили Вашингтон лоббистами и адвокатами, которые предложили им развестись с женами и переписать свои активы на уже бывших супруг, чтобы защитить средства. Также сообщалось, что олигархи угрожали российскому Forbes, чтобы журнал не публиковал ежегодный список российских миллиардеров. Могут ли эти меры обезопасить наших богачей?
— В Америке лоббизм — это официально разрешенная деятельность. Поэтому то, что олигархи обращаются к лоббистам, вполне нормально. Поскольку, как я уже говорила, у американцев нет задачи заморозить все счета (а многие олигархи, как это ни парадоксально, данного обстоятельства не понимают), то лоббисты хорошо заработают, особо ничего не сделав.
— Насколько русская финансовая верхушка интегрирована в глобальный финансовый истеблишмент? Насколько у наших богачей тесные связи с западными элитами?
— Российская финансовая верхушка крайне слабо интегрирована в глобальные элиты. Она сильно интегрирована в политические круги, особенно в Западной Европе, адвокатуру, банковское сообщество на уровне не собственников, а топ-менеджеров. Ни для кого не секрет, что последние 25 лет наши ребята скупали политиков, юристов Великобритании, Германии, Франции, Италии. Но это не правящие элиты, а их обслуга. В итоге правящей элите надоело, что их обслугу кто-то разлагает и снижает эффективность работы. Приведу простой пример. Посмотрите на принца Кентского и олигарха Усманова, и все станет ясно. Вся наша финансовая верхушка для западных элит — это гопота.