Перед выборами, значимыми общественными или спортивными событиями слово «патриотизм» начинает звучать на каждом углу. Нам говорят о патриотизме с телеэкрана, по радио, в газетах, интернете и даже с билбордов на улице. Из-за этого не только слово, но и сам патриотизм становится для многих чем-то рутинным, казенным, «замыленным». Где-то фоном, в подсознании патриотизм ассоциируется с известной песней про патриотку и победой на Олимпиаде. Других ассоциаций в клиповом сознании жителя большого города уже не всплывает.
Сейчас для нас привычно всю гамму чувств, переживаний и эмоций, связанных с любовью к Родине, называть патриотизмом. Но ведь и князь Владимир, и простой служилый люд, и великие русские композиторы, и народные ополченцы земского старосты Кузьмы Минина не знали этого слова вообще, либо не употребляли его так часто. Все это не мешало им быть патриотами, посвящать «души прекрасные порывы» России и проливать свою кровь в ту землю, которая и сейчас рождает для нас хлеб и лучших сынов Отечества.
Всех наших многочисленных выдающихся предков объединяло единое чувство — готовность посвятить самые высокие душевные порывы не личному стяжанию материальных благ, а ближним людям, под которыми всегда и понималась Родина. Пиком этого самоощущения был ратный подвиг — наивысшее деятельное подтверждение любви к ближнему, поскольку «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
В каждодневной суете и гонке за материальными благами мы часто забываем о содержании понятия Патриотизм. Потребительский стиль отношения к жизни заставляет многих наших сограждан так же потребительски относиться к стране. Россия воспринимается как место для сытой жизни, источник материальных благ и удовольствий. Такие граждане забывают, что живут, свободно разговаривают на русском языке, наслаждаются жизнью и мирным небом только потому, что их деды и прадеды за эту землю, за них лично отдавали жизнь. Другие их предки посвящали всю жизнь, свои таланты и умения созиданию нашей великой культуры.
Тысячелетняя история Государства Российского знает немало примеров такой отваги и мужества, которые ставили перед врагами вопрос: что заставляет русских солдат сражаться в неравном бою до последнего солдата, до последней капли крови, вместо благоразумного выбора жизни? Ведь многие народы Европы складывали оружие без единого выстрела перед превосходящими силами наполеоновских и гитлеровских войск, руководствуясь элементарными математическими соображениями о нецелесообразности военных действий.
Кто такие эти Русские? Почему они себя так ведут? — Что интересно, на эти вопросы искали ответы не только за рубежом, но и в самой России. Патриотизм, несмотря на тиражируемость на каждом углу, остается во многом непонятым и загадочным явлением и для нас самих.
Вряд ли в рамках одной статьи получится проанализировать все грани характера многонационального русского народа. Ведь каждый Русский Человек, будь он славянином, башкиром, якутом, армянином или одним из представителей почти двухсот народов нашей Родины, несет в себе это общее патриотическое ощущение и чувствует ответственность перед поколениями праотцов за сохранение страны и ее великого наследия. Это чувство и понятно, и неуловимо одновременно.
Последние, без малого, три десятилетия подарили нам множество бытовых благ. По большому счету, русский человек никогда за всю историю не жил в таком комфорте, без необходимости трудовой и военной мобилизации. Нам стало проще передвигаться на автомобилях. Мы перестали выращивать овощи в огороде и на дачах — магазины зовут полными изобилия витринами. Мы можем свободно, ничего не опасаясь, обсуждать политические проблемы, высказывать любые политические позиции. Однако из-за этой свободы и относительной сытости жизни мы приобретаем ложное чувство индивидуальной значимости в отрыве от народа, государства, от всей многогранной российской истории, которая и дала нам возможность жить в России. За всей внешней медийной шелухой мы теряем самое главное — ощущение живой сопричастности государству, к большой семье братских народов, с которыми мы живем столетиями и вместе создаем Русскую Цивилизацию. Именно эта Цивилизация, созданная нашими ближайшими во втором-пятом поколениях родственниками, так удивляет своими качествами западных, восточных и южных соседей. Это самоощущение как будто куда-то улетучивается из повседневной жизни.
Отсюда — самая животрепещущая потребность, которая насущнее любых колебаний на фондовом рынке, увеличения на доли процента ВВП и сотого сорта колбасы на прилавке. Нам снова нужна внятная и четкая идеология, собственная доктрина развития, которая вновь выведет на нашу историческую тропу, а не приведет, в конечном счете, к погоне за Золотым тельцом или эфемерным Западом. Сейчас самая насущная для россиян задача — обрести себя и честно сформулировать исторические задачи России.
В основании, в любом случае, должна лежать внятная и понятная идеология. Лежащий в основании этой идеологии патриотизм — духовное явление, которое органично развивается в стабильном обществе, но при отсутствии воспитания, либо при интенсивном влиянии со стороны иной ментальности исчезает через три-четыре поколения, сменяясь ориентацией на ценности массовой культуры: потребление, культ силы, развлечения, свобода без ответственности и упрощение самого понятия «ответственности».
Патриотизм — это не генетическое, а социальное качество, которое воспитывается и созревает в здоровом государстве. Именно поэтому образовательная система страны должна ставить перед собой важнейшую задачу: готовить не квалифицированных потребителей для глобального общества, а ответственных и помнящих свою историю граждан. Патриотизм в этом смысле — это состояние души, движение не против чего-либо, а за те ценности, которые укоренены в историческом сознании народа:
- любовь и привязанность к тому месту, где родился и вырос;
- уважение к языку и культуре своего народа;
- забота о национальных интересах России, уважение ее чести и достоинства, защита ее свободы и независимости, сохранение верности Родине;
- гордость за социальные, экономические, культурные, спортивные и политические достижения страны;
- ощущение духовного, гражданского и социального единения с Отечеством.
Для реализации такого подхода к патриотическому воспитанию необходимо выполнение очевидных последовательных шагов:
- Реформа школьного образования, и в первую очередь — его исторической части. Школьники не просто должны знать историю, но усваивать в ходе образовательного процесса основную информацию о героях Отечества, воспринимая их как реальный пример для подражания. Соответственно, и вся школьная программа по истории должна быть ориентирована на воспитание чувства исторической преемственности и ответственности, которая лежит на плечах молодого поколения.
- Участие молодежи в патриотических мероприятиях. Ведь воспитание не должно сводиться к схоластическому типу усвоения знаний — зубрежке и машинальному запоминанию дат. Школьники и студенты должны иметь возможность выездов на археологические раскопки, в этнографические лагеря, участвовать в военных сборах и исторических реконструкциях. Подрастающее поколение должно своими руками, кожей чувствовать, ощущать, проживать опыт множества поколений предков.
- Краеведческое направление воспитания. Привязанность к родному краю, к своей малой Родине — ключевой элемент становления ответственной личности. Если у ребенка не созрела любовь к своему краю, родному городу и области, то вряд ли получится воспитать в нем возвышенное чувство патриотизма.
- Сотрудничество школы, семьи и самих детей. Без здоровой обстановки в семье и школе, без налаженного диалога и соработничества педагогов и родителей задача гражданского воспитания тоже будет невыполнимой. И родители, и учителя должны четко понимать, что они делают одно дело. Родственники — в семье, учителя — в школе. Без полноценно функционирующего хотя бы одного элемента, вся работа будет напрасной — мы передадим детей на воспитание телевидению, соцсетям и YouTube.
- Пропаганда спорта и спортивного образа жизни. Быть сильным и здоровым, лучшим среди сверстников в беге, плавании, единоборствах или футболе должно снова стать модным. Здесь опять же нужна поддержка любительских и профессиональных чемпионатов на уровне школы, района, города и области. Не ради высоких профессиональных достижений, а именно ради здоровья и гармоничного становления личности.
- Профилактика преступности, алкоголизма, наркомании и курения. Эти вредные и пагубные привычки должны стать постыдными и вызывающими всеобщее осуждение. Здоровый, но сознательно не занимающийся в спортивных секциях, курящий и выпивающий подросток должен почувствовать себя изгоем. Для этого нужно использовать всю мощь и лучшие традиции отечественного кинематографа, популярную рекламу на телевидении, пример популярных фитнес-блогеров и выдающихся российских спортсменов. При нынешнем развитии медийных и PR-технологий это вполне достижимая задача.
Результатом патриотического воспитания должно стать формирование чувства гордости за свою страну. Молодой человек должен глубоко прочувствовать свою сопричастность исторической общности всех народов, веками проливающих кровь за нашу общую Родину.
…А применение своим индивидуальным наклонностям и способностям каждый сможет найти для себя сам, и это может быть чем угодно — от службы в армии и профессии педагога до работы финансовым аналитиком или таксистом. Жизненный путь у каждого человека свой, но если в фундаменте личности вовремя не будет заложено здоровое патриотическое мироощущение, все труды будут напрасными.