Случилось немыслимое. Мадам Захарова в связи с событиями в Армении 23 апреля 2018 года фактически одобрила принципы майдана, которыми в своё время руководствовались антироссийские силы и в Грузии, и на Украине, да и в Молдавии, и в Киргизии, в восточно-европейских странах. Сейчас мы видим приблизительно такую же схему и ту же методологию. Раз за разом антироссийская группировка в Армении расшатывала устои пророссийского правительства — и наконец произошло то, что произошло.
Интересна ситуация с ушедшим премьер-министром Саргсяном. Ведь буквально дней 10 тому назад его принимали в Кремле, его обласкали, его приняли на высочайшем уровне, как бы одобрив поворот Саргсяна к премьерскому креслу. А проходит неделя — и вся эта конструкция рассыпается. Возникает вопрос: что, наши политические и дипломатические руководители не знают, что происходит в союзной нам стране, что там идёт процесс брожения, который взят под колпак и которым руководят силы русофобского характера? Этот вопрос можно задать госпоже Захаровой и другим нашим ведущим дипломатическим гуру, начиная с деятелей администрации президента — товарищу Ушакову, а также Суркову, Белоусову и многим другим; ну, и, конечно, это вопрос к руководству политической разведки и верхам дипломатического ведомства. . Ведь нелепая формулировка, которая сделана Захаровой — это хорошая мина при плохой игре. Потому что события, которые произошли вчера и позавчера, фактически застали дипломатических и политических руководителей России врасплох.
Конечно, в Армении борьба и игра не закончены. Карапетян, который сейчас ВРИО премьер-министра, а ранее работал в российском «Газпромбанке», безусловно, представляет ту же Карабахскую группировку в политическом сегменте Армении, что и ушедший Саргсян. Но нетрудно предсказать, что проамериканская, прозападная сила, которая фактически смела премьер-министра, сейчас будет требовать своего места в истеблишменте. Это будет и их интерес в формировании правительства, и, вероятнее всего, требование новых выборов. А в этих выборах они, конечно, получат свою долю в СМИ и, по всей видимости, радикально расширят своё присутствие в парламенте. В Национальном собрании Армении сейчас всего девять мест, принадлежащих либерально-прозападной партии Пашиняна «Елк» («Выход») — кстати, и название этой партии тоже не случайно, как вы понимаете. Эта партия требует выхода из-под российского влияния.
В каждом из антироссийских майданов применялась методология, которая уже годами выработана нашими американскими, как их называет наше начальство, «партнёрами». Они сначала развёртывают систему общественных организаций прозападного типа, втягивают туда значительные круги местной интеллигенции, местной студенческой молодежи, вырабатывают антикоррупционную программу и во весь голос говорят о социальных правах и программах. И дальше начинается захват власти либо через выборы, либо (что чаще) через демонстрации и улицу. То же самое мы видим в Армении и поэтому знаем, что это применение единой технологии.
Кстати, если Захарова не знает, то ей можно напомнить: американцы создали в Ереване самое крупное базовое посольство, в котором работает от 2500 до 5000 человек. Они наверняка не просто дипломаты, и даже являют собой представителей не только спецслужб. Среди них масса боевиков, которые готовы в любой момент включиться в более серьёзные столкновения, чем в минувшие дни, если американцы посчитают это нужным. Но ведь и армянское правительство не требовало привести к балансу число «дипломатов». И эта позиция мотивируется тем, что, как и вся постсоветская номенклатура, вне зависимости от того, где она обретается, верхушка Армении заинтересована в западных банках, поездках в США и западную Европу, где учатся их дети и живут родственники.
Поэтому мы увидим, даже в ближайшей перспективе, стремление прозападных группировок максимально расширить своё влияние и максимально прийти к власти, фактически выполнить задачу вывода Армении из числа близких союзных государств Российской Федерации. Это абсолютно ясно. Это вопрос не двух-трёх дней, это вопрос, может быть, нескольких месяцев, вплоть до года. Но процесс двигается в том направлении. И если Российская Федерация будет одобрять эти веяния, то становится просто забавно. Кто с кем борется? Или это, так сказать, игра в поддавки?
Мы должны сравнить ситуацию в Армении с тем, как подобные процессы происходили в Грузии и на Украине. Какие общие черты, какие различия? Ведь для нас очень важно пониматься, что разворачивается в бывших советских республиках, потому что это наш пояс безопасности — а этот пояс рвётся.
Процессы в Грузии и на Украине в значительной степени были похожими. Но каждый раз точку в повороте этих республик в антирусское русло играла сама Россия. Напомню, что победа так называемой «революции роз» в Грузии связана с тем, что Саакашвили (тогда ещё молодой политический деятель, но уже с проявившими себя антирусскими чертами) собрал демонстрантов на площади перед грузинским парламентом. Однако атака и захват власти произошли после того, как в грузинскую столицу прибыл Игорь Иванов, в то время он был секретарём Совета безопасности РФ. Он повстречался с местными олигархами, потом вышел на площадь и фактически легитимировал оппозиционное движение. После чего Саакашвили повёл своих сторонников на захват зданий.
Но этим грузинская ситуация не ограничилась. Когда Абашидзе, руководитель Аджарии, проявил своё сопротивление перевороту, то через некоторое время опять Игорь Иванов прилетел уже в Аджарию и предложил Абашидзе собрать вещички и улететь вместе с ним, поскольку Россия не давала своего согласия на сопротивление. И те две грузинские бригады на территории Аджарии, которые проявили лояльность Абашидзе и Аджарии как независимому государству, перешли под эгиду антироссийского тбилисского правительства во главе с Саакашвили. То есть какова была линия России здесь — ни два ни полтора? Или практически она содействовала своей пассивностью приходу антирусских сил в Грузии?
Дальше напомню, что происходило на Украине. Переворот произошёл в субботу, 23 февраля 2014 года. А 22 февраля, в пятницу, было подписано соглашение между Януковичем, оппозиционными майдановцами и тремя западноевропейскими министрами иностранных дел. Как мы выяснили сейчас из фильма о Путине, в четверг ему звонил не кто иной, как президент США Обама с просьбой воздействовать на Януковича, чтобы не применять силу — не использовать армию против майдана и не делать силового разгона. И Путин ответил — «хорошо». Это сам президент России сообщил в телефильме. Я напомню, что в четверг шла расчистка майдановского лежбища, и практически все бандерлоги были вытеснены за рамки площади, на которой они собирались. И вдруг где-то в восемь часов вечера силам МВД поступила команда вернуться обратно. Силовая акция в четверг была закончена, в пятницу были подписаны документы о «соглашении», а в субботу произошёл уже силовой захват власти со стороны майдановских боевых подразделений.
Но роль России на этом не закончилась. Как известно, Янукович бежал в Харьков и оттуда должен был объявить, что власть в Киеве нелегитимна. Однако он был вывезен российскими спецслужбами в Ростов, и Россия поддержала схему, что «Янукович утратил доверие своего народа». А это и было главным импульсом, поскольку этим маневром РФ уничтожила легитимность, которая была в руках Януковича как избранного президента, и одновременно легитимировала бандеровский режим в Киеве. Эта больше чем преступление, как говаривал Фуше, это была ошеломляющая глупость, которая нашла свое завершение в признании выборов в Киеве, что и заставляет нас отплевываться по сей день, а Западу позволяет напирать на России с обвинениями в нарушении международного права.
Приблизительно то же самое происходит сейчас в Армении. Но это же безумие! Получается, что Россия принимает антироссийские решения, осуществляет антироссийские действия в пользу противников России руками и головами самой же власти России. Поэтому на том, как будет развиваться дальнейший процесс, мы ещё раз убедимся: действительно ли российское руководство пытается создать свою зону влияния, борется за национальные интересы, или оно спокойно отойдет в сторону, сказав — «ну, если товарищи армяне так решили, пускай так оно и будет».
Соответственно, нельзя исключать того, что звонок кого-то Сержу Саргсяну, после чего тот мгновенно ушёл в отставку, был не только из Вашингтона. Мог быть звонок из Москвы с требованием прекратить сопротивление?
Надо проанализировать фигуру ушедшего премьера Саргсяна. Это человек непростой судьбы. Он прошёл войну в Карабахе. Он боролся за власть в Ереване и победил, он окружён группой своих карабахских сторонников, он — человек сильный и способный на решительные действия. И эти решительные действия применялись до последних дней в Ереване. Никол Пашинян был арестован и заключён в тюрьму. Бывший премьер придерживался силовых взглядов на удержание власти. И вдруг — такой поворот! Это логическое несоответствие как раз и подсказывает, что на Сержа Саргсяна было оказано очень сильное давление с очень высоких позиций. В конечном итоге ничего нет тайного, что не станет явным. Я думаю, что догадка о московском звонке близка к реальности. Саргсян был вынужден уйти, и это очень напоминает ситуацию с Януковичем, который был депортирован из Харькова в Ростов-на-Дону и выключен из политического процесса, а таким образом наши сторонники на Украине потеряли основу легитимности борьбы с бандеровским Киевом. Поэтому я считаю, что, конечно, был звонок. Откуда — неизвестно, мы можем только догадываться об этом.
А всё, что мы обсуждаем — тревожный звонок для России. Подобное происходит от того, что у нас внутри до сих пор не сделаны окончательные выводы: с кем вы, господа-товарищи, «мастера политической культуры»? Вы пытаетесь вскочить в последний вагон западной цивилизации и быть его частью, как явствует из заявлений и разговоров, которые ведёт Лавров? Или вы боретесь за свою собственную независимую цивилизацию, вы опираетесь на этические принципы социальной справедливости и не боитесь послать так называемым «партнёрам» из США и Западной Европы совершенно другие, чем у них, идеологические вызовы? Надо разобраться внутри. И когда мы обращаем глаза вовнутрь, то мы видим, что непоследовательность политики России связана с тем, что государство продолжает ориентироваться на поддержку базовых олигархов, в СМИ господствуют либеральные силы. И когда в Армении происходит переворот, на нас давят в Сирии и по всем другим географическим азимутам, вы включаете телевизор и видите американские или наши фильмы, которые воспевают американскую культуру, Соединённые Штаты и так далее. Нельзя быть немножко беременным, надо сделать выбор. Ситуация в Армении и предоставляет тот шанс, один из последних, который должен быть использован. Если он не будет использован, то процесс распада ускорится, расширится и у нас будут очень трудные времена. А наше руководство пойдет под американский нож.