Дополнение к рассуждениям о кадровых предложениях Медведева

Судя по реакции читателей, мои рассуждения о новом составе правительства их не убедили. Придется несколько уточнить отдельные мотивы. Но для начала — исторический экскурс.

Я хорошо помню, как либералы шли к власти в 90-е годы. Несмотря на бешеную поддержку Запада (причем тогда — объединенного) и конкретно администрации Клинтона, у них были и серьезные отступления, например, назначение Лобова министром экономики или Примакова — Маслюкова. Да и моя деятельность в 97-98 гг. не прошла им даром, они потеряли (на политическом уровне) Коха, Бойко, Уринсона, Немцова и Чубайса. И только в 1999 году они окончательно подмяли под себя правительство, а с Центробанком пришлось повозиться аж до конца 2002 года.

И это не случайно. Взять под контроль правительство — это значит, выдавить из него все альтернативные элитные группы. Это сегодня «семейные» и «гайдаровские» — это две стороны одной медали, а тогда, 20 лет назад, все было иначе. Ну, и как только какая-то группу добивается успеха, немедленно выясняется, что это не одна группа, а банка с пауками, которые стремятся поделить добычу.

Сегодня картина куда более сложная. Да, у либеральной группы нет уже абсолютной поддержки Запада (хотя это не относится к конкретным персоналиям), но и у ее противников такой поддержки нет. Если, конечно, к таковой поддержке не относить объявленные против России санкции. И сегодня снести либеральную группу целиком и полностью просто невозможно, поскольку это не один и не два человека, и даже не десяток, это сотни, если не тысячи людей, связанных общей работой и связями. При этом большая их часть, вообще, не очень отдает себе отчет, на кого они реально работают.

Если исходить из логики «Лестницы в небо», то бо́льшая часть чиновников видит и знает только своих сюзеренов и, возможно, сюзеренов сюзеренов. Но и те, и другие произносят патриотические речи и (на словах) поддерживают Путина. А та логика по выявлению политической борьбы против Путина, которую я неоднократно демонстрировал в своих анализах, им просто недоступна, поскольку она носит стратегический характер, а они по уши сидят в сложных и постоянно меняющихся тактических схемах. Ну, условно, командир роты (или даже командир полка) не могут понять стратегического замысла (который для них к тому же является глубоко секретным) командования, У них нет для этого ни опыта, ни оснований.

Для объяснения этого феномена можно привести массу примеров. Ну, например, скорость движения электрона под действием электрического тока составляет проценты (если не десятые доли процентов) от их же скорости, связанной с тепловыми колебаниями. То есть — наблюдая за отдельным электроном совершенно невозможно определить, находится он под действием электрического поля или нет. Но — электронов миллионы и их тепловое движение взаимно компенсируется, в связи с чем электрический ток становится вполне заметным. В реальности, как понятно, электронов в проводнике на много порядков больше. Аналогичная ситуация со штормом на море: под давление колоссальных волн практически незаметно, что корабль находится в медленном течении. Но если посмотреть на его суточное движение, это течение становится совершенно очевидным.

Так вот, главная сила любой властной группировки, как это вытекает из «Лестницы», это вертикальные связи «вассал-сюзерен» и возможность давать прямые поручения в рамках вертикали исполнительной власти. Поскольку заменить всех сотрудников правительства и министерств невозможно, нужно максимально обрезать эти связи. Понятно, что связи «сюзерен-вассал» так просто не обрежешь, но если сюзерены лишаются реальной власти (в том числе оперативной информации о том, какие решения принимаются и в чью пользу), их эффективность для власти резко меняется. Именно по этой причине главная задача — убрать из системы исполнительной власти этих самых сюзеренов, то есть ключевые политические фигуры либеральной группы. Отметим, что эта задача выполнена.

При этом, разумеется, их вассалы никуда не делись. Как и общий шлейф, на этих вассалов ориентирующийся. Но тут есть свои особенности. Если раньше ориентация на ярких представителей либеральной команды гарантировала карьеру и безопасность (достаточно посмотреть на шлейф помощников Шувалова, которые стали, с точки зрения личной коррумпированности, притчей во языцех даже в современном аппарате правительства), то теперь ситуация начинает меняться. Ориентироваться нужно на других,  для этого нужно менять свое поведение. И я думаю, что уже через несколько месяцев для значительной части чиновников эти изменения станут заметны. Кстати, в отличие от Шувалова, который «из грязи в князи», Силуанов потомственный чиновник, который во взяточничестве не замечен. С точки зрения бытовой жизни, это ему не нужно, а клептоманом он не является.

Так вот, как только новое правительство рассядется на своих местах, начнутся серьезные изменения в психологии средней части аппарата. Они начнут серьезно думать, как менять свое поведение, как теперь делать карьеру или хотя бы как гарантировать сохранение своего места. И еще нужно будет на все эти процессы посмотреть и их проанализировать. При этом не забудем, что экономический спад будет продолжаться, Путину это все будет сильно не нравиться, его указы выполняться не будут, и это будет подогревать «температуру» отношений среди чиновников. Не думаю, что я ошибусь, если скажу, что масштаб взаимных доносов («Если ты не донесешь на соседа, то он донесет на тебя и возрадуется!») будет активно нарастать. Отмечу, что либералы друг на друга своим врагам из силовиков обычно писали редко. Причем главным обвинением как раз станет поддержка либеральных методов управления. И по политическим причинам (работают на врагов!), и по чисто бюрократическим (только из-за этих гадов я лично не смог выполнить свою задачу по выполнению указов Президента!).

Ну и по официальным управленческим каналам (от руководителя к подчиненным) пойдет совсем другая информация, что заставит вассалов либеральных группировок (которые никак не могут изменить своей позиции) резко ослабить свою активность и затаиться. Я это видел много раз, как затаивались старые, еще советские, чиновники, когда в Минэкономики проходило очередное усиление либеральной команды в руководстве. Теперь процесс пойдет в обратном порядке.

Как человек, немножко разбирающийся в аппаратных играх и государственном управлении, могу с полной ответственностью сказать, что либеральной команде нанесен очень серьезный удар. Да, он пока не смертельный, да, он не дает возможности переходить к конструктивным действиям (и поэтому я в очередной раз с полной ответственностью заявляю, что экономический спад в стране будет продолжаться), но он очень серьезный. И констатация факта этого спада уже этой осенью неминуемо приведет к резкому росту вероятности следующего шага. А то, что не удалось истребить зловещую либеральную гидру с одного удара — ну так, извиняйте, так в реальной жизни не бывает.

В общем, еще раз повторю, я вовсе не считаю, что анонсированные изменения в правительстве — это плохой сигнал. К сожалению, людям это объяснить нельзя и реальный рейтинг Путина, безусловно, от этих новостей упал. Ну, тут уж ничего не поделаешь, тем более что мы не знаем, какое давление было оказано на него Западом с точки зрения необходимости сохранить Медведева. И не нужно мне объяснять, что такого давления не было: Медведева не любят в Пекине и значит, с точки зрения Запада, его очень желательно сохранить. Noblesse oblige, ничего личного.

Надеюсь, что это объяснение будет более убедительным. Разумеется, у меня есть и другие аргументы, но вовсе не все из них, к сожалению, могут быть высказаны вслух.

ИсточникХазин.ру
Михаил Хазин
Михаил Леонидович Хазин (род. 1962) — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997-98 гг. замначальника экономического управления Президента РФ.